Партнеры Живи добром

У меня есть сердце, а у сердца - песня...


Сегодня мы вспоминаем событие, с которого началось массовое распространение джаза в Советском Союзе. 86 лет назад Леонид Утёсов “зажег” огонь “Теа-джаза”, который горит до сих пор.


Леонид Утёсов - один из виднейших деятелей советской эстрадной песни, жизнелюбивый шансонье, искренний актер и певец разговорного жанра, вечно трепещущий в сердцах слушателей голос. Вклад Утёсова в музыкальную культуру - колоссален как сама личность. Один из основателей советского джаза - он синтезировал неизвестный и непонятный тогда джаз с театральным представлением и бардовой песней, произведя настоящий фурор на эстрадной сцене.


Теа-джаз


Будучи самоучкой, Утёсов обладал превосходным музыкальным слухом. Матвей Гейзер в своей книге «Леонид Утёсов» цитирует близкого друга артиста — саксофониста оркестра Аркадия Котлярского: 


«...он свободно подбирал на скрипке любую мелодию… Вообще же, какой бы инструмент он ни брал в руки, у него почти сразу что-то получалось. Он научился подбирать мелодии на сопрано-саксофоне, на трубе, и даже научился читать партитуру, хотя вначале не знал нот». Разве они нужны, если музыка сама льется наружу…


В 1926 году Утёсов впервые знакомится с джазом, когда в Москву приезжает американский квинтет Jazz Kings во главе со знаменитым Сидни Беше. Тогда же он слушает американский джазовый коллектив Сэма Вудинга - известного джазового пианиста. Находясь в Европе, Утёсов посещает два концерта, во многом определивших его жизнь. Сначала, филармонический, строгий английский оркестр Джека Хилтона, а затем - театрализованное джазовое шоу американского оркестра Теда Льюиса - одного из самых популярных на тот момент. Самым же известным был тогда оркестр Пола Уайтмана, который играл популярно-развлекательную музыку и являлся образцом джаза для Утёсова. Джазовое шоу Льюиса пришлось по душе Утёсову - ему была близка и понятна такая манера исполнения. Танцы, цирковые номера, сценические эффекты, красочные костюмы и декорации - все это поразило Утёсова и сформировало его сценические принципы.


Пропитавшись духом Западного мьюзик-холла, Утёсов создает собственный джазовый оркестр - “Теа-джаз” - театрализованный джаз. Собрать оркестр даже из 10 человек, вероятно, было непростой задачей того времени. В книге «С песней по жизни» он пишет: 


«Ясное дело, хорошо было бы собрать таких, которые уже играли в джазовой манере. Но собирать было некого — в джазовой манере играл у нас один только я…». 


Помощником выступил Яков Скоморовский - выдающийся трубач и дирижер, ставший музыкальным руководителем и одним из организаторов коллектива. Это был не просто вокально-инструментальный ансамбль - Утёсов создал нечто синтетическое - коллектив универсальных эстрадных артистов, которые были не только отличными музыкантами, но и актерами, танцорами и циркачами. Премьера “Теа-джаза” состоялась 8 марта 1929 года в Ленинграде. Зрители Малого оперного театра увидели театрализованное джазовое представление из 6 частей, повлекшее их в настоящий экстаз. Неслыханные раньше джазовые аранжировки умело сочетались со стихотворением Э.Багрицкого “Контрабандисты”, органично дополняли скрипичный “Сент-Луис блюз” У. Хенди и виртуозно сопровождали романсы и песни, такие как - «Где б ни скитался я…», «Никита», «Волжские лирические страдания», «С Одесского мичмана».


Сложная для восприятия джазовая музыка приблизилась к народной душе - стала понятной и доступной. Благодаря теплой беседе певца с публикой, сопровождавшейся искрометным юмором -  Утёсов со своим оркестром вмиг превратился во всенародного любимца - он создавал представление для простого человека - “песня - душа народа”. Утёсов именно создавал, выступая в роли режиссера - он тщательно продумывал номера, в которых был одновременно постановщиком, актером, солистом и дирижером. Оркестровая часть, по большей части была отдана Скоморовскому. Слава Теа-джаза прокатилась по всей стране.


Несмотря на такой триумф, вскоре после премьеры стало понятно, как сильно различаются во взглядах на программу два лидера. Утёсов, будучи шоу-меном и актёром стремился к театральности и развлекательности номеров. Скоморовский скептически относился к идеям Утёсова и акцентировал внимание оркестра на инструментальной составляющей выступлений. В 1930 году Скоморовский и еще ряд музыкантов - покидают оркестр и создают собственный, классический джаз-бэнд. Несмотря на определенный успех - они не находят народной любви и занимаются простым джазовым ремеслом - оттачивают мастерство.


Теа-джаз


Утёсов же не отступил от своей линии театрализованного джаза и уже в сотрудничестве с Исааком Дунаевским обновил коллектив и продолжил радовать поклонников - “оттачивать” сердца слушателей. То, что создавал ансамбль - сложно назвать джазом - скорее это была “оджазированная” развлекательная душевная музыка в сочетании с разговорным жанром. Джазом советские музыкальные деятели называли западную популярную музыку танцевального и развлекательного характера, а само слово стало модным ярлыком Западной культуры. Сам же Утёсов считал свое творчество джазом, но это был особый, “утёсовский” джаз, его собственное детище, которое он взрастил на жесткой почве страны Советов.


Так Утёсов пишет в книге «Спасибо, сердце»:


«Ах, джаз, джаз, любовь моя — мой триумф и моя Голгофа… я переживал, мучился и старался отбиваться, защищать джаз, дело своей жизни…»


То, что увидела ленинградская публика 8 марта 1929 года - знаменательное событие в истории отечественной музыки. Джаз тогда уже достиг расцвета на Западе и Утёсов, обладая тонким музыкальным слухом сумел почерпнуть те элементы джазовой музыки, которые были бы понятны советским людям, он выступил не в роли открывателя - а в роли переводчика, интерпретатора - он скрестил джазовую импровизацию с разговором, получив уникальный в своем роде жанр. Решившись на синтез искусств и подготовив, таким образом почву для жанрового и стилевого разнообразия в музыке - Леонид Утёсов навсегда оставил свое имя в истории как основоположник советского джаза, а его задушевные песни продолжают жить.



Георгий Колычев



 

Рекомендуем

Живопись Елены Ненастиной в музее Востока
Творческая интуиция Фредерика Шопена
Монстры на каникулах («Лука», реж. Энрико Касароса)
Вальтер Запашный и его питомцы
Яша Хейфец: дар забытому богом миру
Женщина-туман: Мари-Мадлен де Лафайет
Make Up Days 2016. Фестиваль макияжа и грима
Мир до науки и религии
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон
Счастливые часов не наблюдают. А если это часы Ulysse Nardin?