Эдмон Ростан и его Сирано де Бержерак Эдмон Ростан – французский поэт и драматург, живший в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Он родился в Марселе, в обеспеченной семье банкиров, поэтов и музыкантов, фамильный девиз которой гласил: «Действовали и пели». Мальчик рос в атмосфере светской жизни, слушал споры о литературе, разговоры о поэзии Прованса, о трубадурах. В то же время, он читал Гюго, ему нравились представители французского романтизма, интересовался театром. Получая образование во французском колледже, Эдмон определился со своим предназначением – он решил стать драматургом, и его первые пьесы благосклонно принимались публикой. Совершенное владение языком, поэтический талант и остроумие высоко оценили критики. Одна из самых значительных пьес, с успехом идущая в театрах мира до сих пор, принесла Ростану огромную известность, деньги и почет. «Сирано де Бержерак», история реального человека, поэта, война и характерного героя того времени. Эдмона Ростана часто называют заложником своей пьесы, так как писал он много и плодотворно, а помнят его именно по этому произведению, заслоняющему собой другие. Но с этим можно поспорить – все пьесы, написанные до «Сирано де Бержерака», несут в себе определенные зерна, идеи, формирующиеся, проигрывающиеся и осознаваемые сначала в этих пьесах, а потом уже прорастающие полноценно в знаменитом произведении. Герой Сирано является некой гремучей смесью Дона Кихота и Д’Артаньяна и, в то же время, обладает талантом красноречия, ему не чужда поэзия. Смелость, остроумие, правдолюбие и стремление сделать мир лучше, плюс некрасивая внешность, делают героя любимцем публики. Ведь такие люди, порой невыносимые в быту, являются неким архетипом - нарушителем законов, тем, что многие хотят, но не могут себе позволить, покоряясь страхам, правилам приличия и рациональности. Сирано – личность противоречивая. У него есть идея и собственное понимание справедливости, своя идеальная картина мира, категоричное восприятие окружающего общества и системы ценностей. Он борется не с ветряными мельницами, как Дон Кихот, а с реальными людьми, олицетворяющими пороки. Интересна и любовная линия пьесы. Роксана, само собой, умница и красавица, пленяет сердце де Бержерака, не подозревая об этом. Сирано, считая себя уродом, не достойным ее любви, подавляет чувство, нося его глубоко внутри и не афишируя. Проявляя благородство, он пишет ей письма от лица влюбленного в нее красавца Кристиана, и она отвечает взаимностью. В целом, на протяжении всей пьесы герои проходят трансформацию рядом с де Бержераком, они становятся лучше, строже, серьезнее. Своим внутренним огнем он как бы зажигает и очищает их души. В то же время, ведя борьбу с несправедливостью и лицемерием, Сирано не может преодолеть неверие в себя, в силу своей любви, он не пытается завоевать сердце Роксаны, живя в заблуждении и считая, что она может полюбить красивого не только душой, но и обязательно лицом. В конце пьесы герой трагически гибнет. Но побеждает, внезапно для себя и зрителя, в поединке, в который всю жизнь боялся вступить. Роксана, узнав в Сирано автора писем, которые она берегла и автора которых любила (по сюжету Кристиан, от имени которого они писались, погибает пятнадцатью годами ранее), оказывается способной на большое чувство, основанное не столько на физическом влечении к красоте, сколько на духовной близости. И это главная победа Сирано, пусть и ценой собственной жизни. Де Бержерака можно сравнить с Данко, жертвующего своим сердцем ради людей и гибнущего в неизвестности. Кто-то считает его сумасшедшим, кто-то гением, кто-то просто правдивым и искренним человеком, не способным жить в несправедливости. У современного читателя может возникнуть мнение, что образ Сирано – лишь пережиток ушедшей эпохи и в наше время такие герои если не невозможны, то, как минимум, комичны. Мы живем другими ценностями, учимся ценить не только внешнее, но и внутреннее. У нас другие проблемы и нам не нужны борцы с мельницами, лицемерами, несправедливостью. Мы понимаем, что бороться надо в первую очередь с собой, менять себя, если есть потребность. А попытки изменения других это уже дурной тон, нарушение личного пространства, свободы выбора. Но, с другой стороны, герой Сирано интересен своей самобытностью, органичностью и, как ни странно, гармонией с самим собой, отсутствием лжи самому себе. Именно поэтому он до сих пор привлекает зрителя пусть не своей актуальностью, но искренностью.
Анна Брундза
|
Рекомендуем |