Эрих Мария Ремарк. Жизнь в цитатах
В 1898 году 22 июня в родильном доме города Оснабрюк на свет появился мальчик - Эрих Пауль Ремарк. Эрих Пауль Ремарк - настоящее имя писателя. В честь своей матери, которая умерла в 1918 году автор меняет своё второе имя. С матерью у него были очень теплые отношения, несмотря на то, что в первые три года жизни он был обделён её вниманием и заботой, а вся её нежность и любовь доставалась болезненному старшему брату Теодору Артуру, однако, он умер прожив чуть больше пяти лет. С отцом отношения складывались не так хорошо, но именно он привил Ремарку любовь к книгам. Его отец был переплётчиком и в доме никогда не было недостатка в литературе. С младших классов писателя дразнили «пачкуном» - за любовь к сочинительству.
Своего главного литературного вдохновителя и друга Фрица Хёрстемайера Ремарк встретит позже в королевской семинарии. Именно Фриц сподвиг Эриха вступить в литературный «Кружок мечтаний». В ноябре 1916 года Ремарка призывают в армию, годы службы в которой навсегда изменят его отношение к жизни, ценностям и любви. Он не служил на передовой, но от солдатской службы в запасе пехотного полка у него остались три ранения и бесценный опыт.
Пережив смерть матери и близкого друга, Фрица Хёрстемайера, он возвращается в дом отца и, поселившись в башенной пристройке, начинает работу над первым романом «Мансарда снов» («Приют грёз»), который издаётся в 1920 году. Ремарк считал издание своей первой повести самым неудачным и впоследствии скупил весь тираж, сегодня книги из этого тиража считаются коллекционными. Из романа «Приют грёз». … «Нужно, чтобы каждый день, будь он даже серым и пасмурным, случалось что-нибудь прекрасное. Вечером я часто спрашиваю себя: что прекрасного было у тебя сегодня? И должен заметить: каким бы тягостным ни был день, все же маленький солнечный зайчик всегда показывается» … … «У мужчин курение - потребность, а у женщин - кокетство! Но женщина может к чему угодно привыкнуть и от чего угодно отвыкнуть, если полагает, что это ей идет или нет. Женщина ангельского типа с сигаретой во рту смотрится не эстетично. А демонический тип может благодаря сигарете выглядеть весьма обольстительно» … … «Есть люди, которые вечно недовольны. Любая достигнутая цель для них не остановка, а лишь основание для новых желаний» …
После своего первого издания, Эрих Мария сдаёт экзамены и получает квалификацию учителя, но с преподавательской деятельностью у него не складывается. Он меняет места работы одно за другим, с периодичностью в несколько месяцев. В поисках собственного предназначения Эрих перепробовал себя не в одной профессии. Он учил игре на фортепиано, подрабатывал бухгалтером и торговым служащим, а среди его необычных подработок числились: воскресный органист в часовне для душевнобольных и продавец надгробных плит. Директора и коллеги никогда не любили его за аристократические замашки и вольное поведение. Позже, многие будут считать его аристократом, но на самом деле он купил баронский титул у обедневшего дворянина старинного рода Хуго фон Бухвальда, который усыновил его всего за 500 марок. Этот титул давал писателю повод для гордости, ведь он всегда стыдился своего происхождения и "разночинного прошлого», а на его визитных карточках появилось изображение короны с припиской «фрайхерр фон Бухвальд».
С 1921 года Ремарк начинает работать в качестве театрального критика, а в 1922 переезжает в Ганновер по приглашению «Эхо Континенталь», в котором начинает занимается составлением рекламных текстов. Работа занимает мало времени, что позволяет Ремарку вести совершенно богемную жизнь с большим количеством алкоголя, развлечений и женщин. Периодически, Ремарк забывает о богемной жизни и уходит в работу над романом «Гэм». Из романа «Гэм». … «Никакой эрос не мог устоять перед могуществом воли, ибо воля холоднее и, оттого, последнее слово за нею» …
… «Говоря о законах любви, он открыл мне вот какую тайну. Магнит ищет железо и притягивает его, так же как железо магнит. Но вскоре магнит пропитывает железо своей силой, и мало-помалу оно становится полной его собственностью и превращается в магнит. Тогда магнит отталкивает его. И ищет другое железо» … … «Речь и мысли принадлежали мужчине. А женщина рождена из безмолвия. Она живет в чужом краю и всего лишь выучила тамошний язык; родным ей он никогда не был. Она поневоле переводит свое сокровенное в понятия, которые не отвечают ее сущности, ибо принадлежат мужчине. Она пытается изъясниться — и всегда тщетно. Никогда мужчине ее не понять» …
Благодаря отношениям с Эдит Дёрри, в 1925 году Эрих Мария переезжает в Берлин. Их роман был недолгим, родители Эдит запретили ей выходить замуж за Ремарка. Отец возлюбленной и основатель издания «Шпорт им Бильд» («Спорт в иллюстрациях»), Курт Дёрри, всё-таки предложил писателю занять место редактора. Настоящую музу и любовь - танцовщицу Ютту, Ремарк встречает в 1925 году, но их любовь продлится чуть более четырёх лет. Страдающая от туберкулёза, она становится прообразом некоторых его героинь,но их брак продлиться всего пять лет,позже они будут дружить и помогать друг другу. В те годы он начинает работу над своими шедеврами, в числе которых - «На западном фронте без перемен» и «Станция на горизонте» . Из романа «Станция на горизонте» . … «Кая охватило беспокойство, он внезапно почувствовал, что пока он сидит здесь, наполовину безучастный, минуты и секунды его жизни безвозвратно утекают; где- то меж тем беззвучно катит поток Времени, загадочный и пугающий в своем неудержимом призрачном скольжении, безостановочный, как неумолимо текущая из раны кровь» … … «Тихую пристань громче всех восхваляют люди, которые носятся в океане» … … «Поступок проясняет все лучше, чем размышления» … Роман «На западном фронте без перемен» был написан всего за 6 недель, но прежде чем его увидел свет, произведение пролежало в столе Ремарка полгода. Часть романа «На западном фронте без перемен» была написана в квартире безработной актрисы Лени Рифеншталь, позже они окажутся по разные стороны баррикад. Она спустя 5 лет снимет нацистский фильм «Триумф воли», а он окажется в числе запрещённых авторов и его книги начнут сжигать на площадях. Этот роман станет культовым в творчестве Ремарка и будет экранизирован три раза. Элтон Джон в 1983 году написал песню «На западном фронте без перемен» относящуюся к фильму. Из романа «На западном фронте без перемен» . … «В комнате темно. Слышится мерное дыхание матери да тиканье часов. За окном гуляет ветер. Каштаны шумят» …
… «Мы - маленькие язычки пламени, едва защищенные шаткими стенами от бури уничтожения и безумия, трепещущие под ее порывами и каждую минуту готовые угаснуть навсегда» … Кстати, в 1975 году в печать выходит роман советского писателя Николая Брыкина о Первой мировой войне, получивший название «На Восточном фронте перемены». Успех романа «На западном фронте без перемен» превзошёл все ожидания автора. Роман переиздавался 43 раза и был переведён на 36 языков. Но Ремарк не забывал о провале своего первого романа и пробовал подписываться псевдонимом Крамер (обратное прочтение фамилии Ремарк), что привело к определённым домыслам о его происхождении в нацистской прессе. Отношение к Ремарку и его творчеству в фашистской Германии было непростым. Фашисты считали писателя потомком французских евреев, впоследствии это использовали как повод для преследования автора. 1929 году Эрих Мария Ремарк выдвинут на соискание Нобелевской премии, инициатором этого стал Бьёрншерн Бьёрнс .В ноябре этого же года, начинается его активная работа над романом «Возвращение» . Из романа «Возвращение». … «С удивлением смотрю я на нее. Она ничего не знает об Альберте. Так же, как и моя мать обо мне. Матери, должно быть, могут только любить, – в этом все их понимание своих детей» … … «Кто знает , что стали бы делать люди, если бы они всегда все знали»… … «Это будет не тем свершением, о котором мы мечтали в юности и которого ждали, вернувшись после долгих лет фронта. Это будет такой же путь, как и другие, местами каменистый, местами выровненный путь, с выбоинами, деревьями и пашнями, - путь труда. Я буду один. Может быть, на какую-нибудь часть пути я найду спутника, но вряд ли на весь» …
В 1930 году на экраны выходит первая экранизация романа «На западном фронте без перемен», которая вызывает большую шумиху в обществе национал-социалистов. Кумиры автора, в числе которых Томас Манн и Стефан Цвейг, с неприязнью восприняли роман и экранизацию, но больше всего их раздражала политическая лояльность Ремарка. Предпринимались попытки помещать премьере, а Адольф Гитлер отзывается о Ремарке как о «французском еврее Крамере», позже писатель заявил:«Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом». Существует версия, что Эрих Мария Ремарк и Адольф Гитлер были знакомы и неоднократно встречались во время войны, в подтверждение приводится фотография, на которой запечатлён молодой Гитлер в окружении двух мужчин в военной форме, один из которых похож на Ремарка. Иных подтверждений нет, и версия считается не доказанной.
В этом же году, писатель начинает активно проявлять себя как коллекционер. Он собирает картины импрессионистов и ковры, но особое внимание уделяет коллекционированию изображений ангелов: он считал, что они защитят его от бед. Можно обозначить 1931 год, как переломный в его судьбе. Варшавский профессор права Сигизмондом Цыбиховски и Н. Батлер выдвигают Ремарка в качестве соискателя Нобелевской премии мира, но против этого Германской Лигой офицеров был составлен протест. Автора обвиняли и в том, что он написал роман по заказу Антанты, и что он украл рукопись у убитого товарища. Его называли предателем родины, дешевой знаменитостью. После чего Ремарк, по совету Рут Альбу, покупает дом в Швейцарии. Переговоры идут несколько недель и, став владельцем виллы «Каза Монте Табор», он перевозит свою коллекцию, а вскоре остаётся там в эмиграции. Проблемы с германскими властями становятся более серьёзными и писателя лишают банковского вклада на сумму около 20 тысяч марок. В официальном письме говорится: «по подозрению в незаконных валютных операциях и смене постоянного места жительства на Нидерланды». Преследование на родине продолжается и берлинский суд выносит решение о наложении штрафа «за незаконные валютные операции» в размере 30 тысяч марок, наказание может быть заменено на два месяца тюремного срока. Писатель выплачивает государству 33 тысячи марок, но на этом преследования не заканчиваются.
В 1933 автор заканчивает роман «Пат» - первая часть работы над романом «Три товарища». В это время на территории Германии разворачивается целая компания по уничтожению творчества Ремарка. Его книги попали в список запрещённых, их изымали из продажи и под лозунгом «3а литературное предательство солдата Мировой Войны, ради воспитания народа в духе воинственности!» сжигали на площадях. Всё это время на своей вилле он принимает эмигрантов из Германии, а в 1935 получает предложение вернуться на родину, от которого отказывается. Вместо этого он принимает участие в Парижском конгрессе писателей в изгнании. Через год в Копенгагене на датском языке в свет выходит его роман «Три товарища», немногим позже его переведут на английский и несколько месяцев будут публиковать в журнале «Гуд Хаускипинг». Из романа «Три товарища». … «Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным» … … «На своем веку я видел столько мертвых, что любая болезнь была для меня все-таки жизнью и надеждой» … … «- Любовь, - невозмутимо заметил Готтфрид, - чудесная вещь. Но она портит характер» … … «Между нами никогда не было больше того, что приносил случай. Но, может быть, как раз это и привязывает и обязывает людей сильней, чем многое другое» …
Сентябрь 1936 года стал для Ремарка самым романтическим периодом. Отправившись в Венецию, он знакомится с Марлен Дитрих, у них завязываются отношения. Когда Марлен уехала в США, Ремарк писал ей письма каждый день.
Афинское консульство Республики Панама выдает Ремарку и Ильзе Ютте Замбоне паспорта.К этому моменту их связывают исключительно дружеские отношения. В 1938 личных отношений между писателем и Юттой уже нет. Германия лишает их гражданства, и они повторно регистрируют брак для получения нового. Это не мешает Ремарку иметь отношения с другими женщинами. Он проводит много времени с Марлен Дитрих и Рут Альбу. Эрих Мария активно работает над романом «Триумфальная арка», а в 1939 году в печать выходит роман "Возлюби ближнего своего», работа над которым началась после повторной женитьбы. Из романа «Возлюби ближнего своего». … «Жестокий век! Мир укрепляется пушками бомбардировщиками. Человечность - концентрационными лагерями и погромами. Мы живем в эпоху, когда все перевернуто с ног на голову. Нынче агрессор - покровитель мира, а избитый и затравленный - возмутитель общественного порядка. И подумать только - целые народы верят этому!» … … «Лучше изливать свою печаль перед картинами Делакруа, Рембрандта или Ван Гога, чем перед рюмкой водки или в окружении бессильной жалости и злости» … … «Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения» … … «Мужество - лучшее украшение молодости» … В 1940 году, не без помощи Марлен Дитрих, Ремарк получает американскую визу и переезжает в Штаты, где принимает участие в постановке произведения «По ту сторону». К экранизации представлены пять его книг, в съёмках задействованы звёзды американского кинематографа. Ремарк пользуется популярностью у женщин и становится невероятно богатым, но тщеславие, блеск и напыщенность раздражают Ремарка. А сообщество европейских эмигрантов, которое возглавляет Томас Манн относится к нему с неприязнью и прохладой.
Отношения с Марлен Дитрих заканчиваются. Ремарк пребывает в депрессии и решает перебраться в Нью-Йорк, где его по-прежнему окружают женщины, в числе которых - Грета Гарбо, Вера Зорина, Лупе Велес. Он активно продолжает работать над романом «Триумфальная арка» и часто посещает боксёрские бои. Эрих Мария Ремарк чрезвычайно много работает и принимает решение подать документы на получение полного гражданства США. Кстати, его он получит только в 49 лет: процедура затянулась, так как его «моральный облик» вызывал сомнения у американцев. Из романа «Триумфальная арка». … «Одиночество — извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нём лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда» … … «Мы слишком много времени торчим в комнатах. Слишком много думаем в четырех стенах. Слишком много живем и отчаиваемся взаперти. А на фоне природы разве можно впасть в отчаяние?» … … «Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить» … … «- Вы знаете русский? - Так, насколько меня обучил ему Морозов. Главным образом ругательства. В этом смысле русский - просто выдающийся язык» …
В 1942 году музей «Каунти Мьюзиэм» организовывает выставку коллекции Ремарка, в которой представлены предметы искусства и картины, собранные писателем за несколько лет. В этом же году Эрих Мария приглашён в Вашингтон для встречи с Уоллесом и штабом вице-президента.
По возвращению в Нью-Йорк, писатель активно сотрудничает с театральными деятелями, общается с немецкими и русскими эмигрантами. В этот период времени в Германии нацисты «за возмутительную пропаганду в пользу врага и подрыв обороноспособности» арестовывают и приговаривают к казни его сестру - Эльфриду Ремарк (Шольц по мужу). 16 декабря 1943 её гильотинировали, это стало для писателя большим потрясением. По свидетельствам очевидцев, во время оглашения приговора судья объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Эрих Мария полностью погрузился в работу и, завершив роман «Триумфальная арка», приступил к написанию очередного произведения - «Искра жизни», которое выйдет в 1952 году и будет посвящено погибшей сестре. Параллельно с этим, он ведёт работу над романом «Время жить и время умирать». Из романа «Искра жизни». … «Если во что-то веришь, страдания не столь мучительны»… … «Наше воображение не трогают цифры. И чувство к цифрам безразлично. В таких случаях больше чем до одного мы считать не умеем. Раз - и все. Но этого вполне достаточно, чтобы проняло» … … «- Я не хочу об этом говорить. 509-й сказал, что-то, чего ты внутренне не признаешь, - не существует. Я сначала этого не понял. А сейчас я знаю, что он хотел сказать. Я не трус, а ты - не сука. Все, что с нами сделали - это все ничего не значит, если мы сами не чувствуем себя так, как им бы хотелось, чтобы мы себя чувствовали» … … «Странно, - произнес он через некоторое время. - Иногда умирают сотни, и ты ничего не чувствуешь. А тут - один-единственный, которого даже толком не знаешь, а такое чувство, будто умирают тысячи» … … «Наше воображение не умеет считать. И цифры не действуют на чувство - оно не становится от них сильнее. Оно умеет считать лишь до одного. Но и одного достаточно, если действительно чувствуешь» …
Совместно с Ильзой Юттой Замбоной, он получает американское гражданство, но его захлестывают ностальгические воспоминания о Европе. В 1948 году, после премьеры фильма «Триумфальная арка», Ремарк принимает решение вернуться в Европу. После девяти лет проведённых в Америке, он возвращается в Швейцарию, вилла «Каза Монте Табор» уцелела во время войны, остался не повреждён даже его автомобиль в парижском гараже. Несколько месяцев Эрих пребывает в разъездах по Европе, где в Риме и Париже встречается с Наташей Пале (Браун). Через Базель и Цюрих добирается в Порто Ронко, где встречается с отцом. В ноябре Ремарк тяжело заболевает, ему ставят диагноз — болезнь Меньера. Но болезнь не была основной проблемой писателя, его постоянно мучили депрессии и душевное смятение. Такое состояние настолько мучило писателя, что он неоднократно обращался за помощью. Его врач Карен Хорни обнаружил проблемы в раннем детстве писателя. Его дисперсия усиливалась с каждым днём будущее казалось писателю всё более мрачным, он больше не чувствовал уверенности в себе и постоянно стыдился своего несовершенства. Тем не менее писатель продолжает заниматься творчеством и приступает к работе на романом «Ночь в Лиссабоне». Из романа «Ночь в Лиссабоне». … «Белокурый ариец - это вообще нацистская легенда, не имеющая ничего общего с фактами. Посмотрите только на Гитлера, Геббельса, Гесса и на других членов правительства - ведь они сами являются опровержением их собственных иллюзий»… … «В каждом из нас живет несколько людей, – сказала она. – Совсем непохожих. И иногда они выходят из послушания и некоторое время распоряжаются нами, и тогда вдруг превращаешься в другого человека, которого никто не знал раньше. Но затем все становится прежним. Или нет?» …
В 1950 году после десяти лет постоянных встреч и ссор с Наташей Пале (Браун) их отношения приходят в окончательному разрыву. Десперссия усиливается и Ремарк ищет душевного равновесия начиная работу на романом «Тени в раю».
Из романа «Тени в раю». … «Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет» … … «Одни лишь мёртвые хранят верность. И в этом их сила» … … «-Ты ничуть не изменился, Курт,-сказал я. -Человек вообще не меняется. Несмотря на то, что дает себе тысячу клятв. Когда тебя кладут на обе лопатки, ты полон раскаяния, но стоит вздохнуть свободнее, и все клятвы забыты» … … «В госпоже Лэски я не сомневался. Она производила впечатление человека, который вечно живет под угрозой нападения и, не желая быть страдательным лицом, неизменно выступает в роли агрессора» … … «-Изменить что-либо могут лишь единицы. Не считая солдат. -Вот именно, - сказал я. - Не считая солдат» … … «Бедняга тот, кто больше ничего не хочет»…
На протяжении года писатель посещает курсы психотерапии и действует исключительно по методике самоанализа, предложенной ему Кареном Хорни. Ремарк принимает решение вернуться в Нью-Йорк, где продолжает трудиться над переводом на английский язык романа «Искра жизни». В его личной жизни начинаются перемены, он вступает в близкие отношения с Полетт Годдар, что в последствие приводит его к увлечению восточной философией. Но болезнь Меньера вновь напоминает о себе более тяжёлыми приступами, а врачи выносят писателю ещё один диагноз - диабет печени.
Несмотря на своё плохое самочувствие, задолго до смерти отца, Эрих Мария навещает его в родном Оснабрюке. Но жизнь отца продлить уже не возможно и после похорон Ремарк начинает работу над сценарием фильма «Последний акт», по произведению Майкла Эй. Масмэнноу «Десять дней до смерти», которое после выходит на немецком языке в кельнском издательстве «Кипенхойер и Витч». Фильм «Последний акт» появляется на экранах в апреле 1955 года. Режиссером фильма выступал Георг Вильгельм Пабст.
Можно отметить, что осень 1955 года была для Ремарка богата на премьеры. В Ренессанс-театре во время Берлинского фестиваля состоялась премьера пьесы «Последний полустанок», а через месяц в свет выходит «Черный обелиск», изданный «Кипенхойер и Витч» в Кельне. Из романа «Черный обелиск». … «Бросьте ваши фокусы, - ворчит он по моему адресу. - Да я уж и так решил бросить, - отвечаю я. - Но только мне трудно. Ведь то, что вы называете фокусами, в других местах называют хорошими манерами» … … «Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить» … … «Я вдруг удивляюсь, откуда ему все это известно и почему он называет шизофрению болезнью. Разве нельзя было бы с таким же успехом считать ее особым видом душевного богатства? Разве в самом нормальном человеке не сидит с десяток личностей? И не в том ли разница только и состоит, что здоровый в себе их подавляет, а больной выпускает на свободу? И кого в данном случае считать больным?» ... Параллельно с творчеством происходят и перемены в личной жизни, в апреле 1957 года Ремарк вновь разводится с Замбоной в мексиканском городе Хуарес. Он выплачивает ей отступные в сумме 25 тысяч долларов. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.
Эрих вновь приступает к активной работе, он пишет сценарий фильма по роману «Время жить и время умирать". Фильм получает название «Время любить и время умирать», сам Ремарк снимается в роли учителя Польманна. Режиссером фильма стал друг автора - Даглас Серк. Из романа «Время жить и время умирать». … «Совесть мучит обычно не тех, кто виноват» … … «-Вы спрашиваете, достаточно ли осталось людей, чтобы начать все заново? Христианство началось с нескольких рыбаков, с нескольких верующих в катакомбах и с тех, кто уцелел на аренах Рима.
… «Как хорошо бодрствовать ночью. Тогда и разговаривать легче. Ночью каждый такой, каким ему бы следовало быть, а не такой, каким он стал» … … «Ведь чудо всегда ждёт нас где-то рядом с отчаянием» … Ремарк не мог долго оставаться холостяком и в феврале 1958 года заключил брак с влиятельной и очень обеспеченной дамой Полетт Годдар. Первый муж которой был промышленником, а развод принёс ей огромные деньги — 375 тысяч франков.
В 1959 году в свет выходит новый роман: «Жизнь взаймы», название которого спустя 2 года Ремарк меняет на «Небеса не знают любимчиков», однако в русском варианте название осталось прежним. Переводила журнальный текст в 1960 году Л.Б.Черная. Из романа «Жизнь взаймы». … «Видимо, жизнь любит парадоксы; когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти, зато, когда ты знаешь, что все пропало, - жизнь буквально задаривает тебя. Ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой» … … «Безрассудство еще не есть храбрость. Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе — результат неведения» … … «Тристан и Изольда никогда не умирали. Не умирали ни Ромео и Джульетта, ни Гамлет, ни Фауст, ни первая бабочка, ни последний реквием. Она поняла, что ничто не погибает, все лишь испытывает ряд превращений» … … «Все романтические мечты рассыпались в прах, соприкоснувшись с действительностью, холодом и одиночеством» … … «Ведь самые простые чувства- это и есть самые сильные чувства» … Эрих Мария Ремарк обретает мировую популярность, его произведения переводятся и издаются во всём мире. Семейная жизнь наполнена идиллией, но плохое здоровье всё чаще напоминает о себе. В Неаполе в 1963 году писателя настигает второй сердечный приступ. В Милане, куда он отправляется через два года с Полетт Годдар, сердце даёт сбой в третий раз, состояние писателя становится очень тяжёлым и он попадает в клинику. За три года до смерти Ремарк получает несколько наград. Посол ФРГ в Берне вручает ему Большой Крест за заслуги по решению правительства ФРГ, а Немецкая академия языка и поэзии избирает его членом-корреспондентом.
Из-за плохого самочувствия 25 сентября 1970 года Эрих Мария был госпитализирован в клинику Сант’Аньезе в Локарно, где провёл последние часы жизни. Причиной смерти стала аневризма аорты. Он умер, но его творчество продолжает жить. По его романам продолжают снимать фильмы, ставить спектакли, а книги переводят на иностранные языки и издают большими тиражами. Сегодня Ремарк самый цитируемый писатель, его высказывания для некоторых становятся жизненной философией.
Катерина Гольтцман |
Рекомендуем |