Партнеры Живи добром

Франция Алена-Рене Лесажа


Куда не посмотришь, везде видишь людей с повреждёнными мозгами

(Ален-Рене Лесаж, «Хромой бес»)

 

Уроженец Бретани, осиротевший в 14 лет, Ален – Рене Лесаж получил начальное образование в иезуитской школе, изучал право в Париже, однако его истинным призванием была литература. Пикареска или плутовской роман противопоставлялся роману рыцарскому: вместо благородных рыцарей – плуты и жулики из дворянского происхождения, утратившие своё положение в обществе; а благородные поступки заменили авантюры.

Отсутствие внятной сюжетной линии, со свойственными ей кульминацией и развязкой выдаёт в пикареске начальную стадию зарождения европейского романа. Именно жанр пикарески, давший Лесажу волю для иронии, сделал его знаменитым. Основным препятствием на пути к авторской славе была «стабильность» предпочтений основного читателя - образованной аристократии: как правило, спросом пользовалось то, что уже и так было популярным. 

Alain-René_Lesage.png

В Европе XVIII века, поэты, писатели и мыслители приобретали известность посредством литературных салонов и кружков, театров и даже балаганов. Однако Лесаж стал первым автором, добившемся славы исключительно благодаря творчеству.

Блестящая пышная Франция, процветающая абсолютная монархия, балы и развлечения… имели оборотную сторону: колоссальный разрыв между богатыми и бедными, расцвет произвола, бюрократии и коррупции породили недовольство, впоследствии вылившиеся в долгие годы кровавого террора. 

Великая Французская революция, ознаменовавшаяся днём взятия Бастилии в июле 1789 года, перевернула Европу. Предшествовавший ей «старый порядок», легендарный дипломат и министр иностранных дел Франции Талейран сравнивал со «сладостью бытия».

1006003214.jpg

Заражённое тщеславием и гордостью общество Лесаж изобразил в своём романе «Хромой бес» (“Le Diable Boiteux”). Дон Клеофас и старый бес Асмодей (более известный читателю под именем Амур) наблюдают за жителями города с высокой колокольни, в самом центре города: порочные судьи, развратные дамы, тщеславные наследники, воры, преступники… 

И каждым руководит бес, каждого он направляет. Идейную основу для «Хромого беса» Лесаж почерпнул из произведения Луиса Велеса де Гевары, однако жестокая сатира испанца приняла обтекаемые и удобоваримые формы в вольной интерпретации Лесажа.

Застигнутые в обыденной обстановке, герои, не подозревающие, что за ними наблюдают, предстают перед читателем в бытовых вполне реалистичных зарисовках. Успех и многократное переиздание романа вдохновили Лесажа на создание собственного произведения, ставшего его творческим акме - «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» (“L'Histoire de Gil Blas de Santillane”). 

118152999.jpg

Поразительно, но действие одного из самых французских романов, разворачивается в Испании. На протяжении двадцати лет, опираясь на теоретические знания, рассказы и карты, Лесаж создаёт шедевр плутовского романа.

Произведение, состоявшее из двенадцати книг, доподлинно описывает жизнь человека третьего сословия: сына конюха, имеющего врождённую совесть, а вместе с тем, характерная для каждого склонность к тщеславию.

Несмотря на своё «испанское» происхождение, «Жиль Бласу» свойственны черты французской буржуазии с особенной тщательностью прорисованные в каждом персонаже. Повествуя о юношеских годах Жиля, Лесаж последовательно формирует образ героя, облекая его в характерные для того времени образы, от услужливого и верного слуги до дворянина. Отсутствие психологизма и описаний внутренней эволюции героя, свойственно большинству произведений Лесажа. Однако ему удаётся донести основную идею до читателя: оставаясь честным, нельзя победить.


Александра Пешкова

 


 

Рекомендуем

Артист. Истинно народный
Опасно возвращаться в места, где ты был счастлив в 19
Эльдар Рязанов: «Я уже все сказал. Читайте мои книги!»
Дэвид Аллан — предвестник Просвещения в Шотландии
Екатерина Смолина и её «Пальто, как платье»
Максимализм и талант Константина Райкина
2-й Международный фестиваль современной музыки Magister Ludi
«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры». Севастополь
Люди и Страсти Игоря Владимирова
Тысяча и один Ральф ("Ральф против интернета" реж. Рич Мур, Фил Джонстон)