Партнеры Живи добром

Георгий Вайнер. Умножающий печаль


Братья Вайнеры для читателя уже давно слились воедино, как братья Гримм или братья Стругацкие.  Феномен сотворчества уникален, а уж когда соавторы – два брата, можно смело говорить о духовной близости, о едином видении мира, о гармоничном сочетании выдающихся качеств. Как различить братьев в тексте книги «Эра Милосердия»? Невозможно! Роман, с какой стороны ни посмотри, по сюжету, стилю – единый, совершенный, живой. 

Братья Вайнеры

Но авторы хоть и были двумя братьями, все же были абсолютно разными людьми, каждый со своим характером, каждый со своей судьбой. Влияние старшего брата на младшего было колоссальным. Аркадий, лидер, круглый отличник тащил своего брата, отъявленного троечника, из класса в класс. Старший брат привил младшему любовь к учебе и чтению.

Книги покорили Георгия, он жадно читал все, что только мог достать. Уже после войны оба брата получили юридическое образование в Москве, но если старший стал следователем МУРа, то младший с головой окунулся в журналистику. Слава Аркадия – умного и беспощадного следака рокотала по всей Москве. Он расчищал улицы от бандитов, а его брат бичевал пороки общества в печати.

Вайнер

Оба брата были превосходными рассказчиками, да и материал у них красочный, персонажи колоритные – горлопанистая шпана, профессиональные воры и хладнокровные убийцы. Как-то раз, попробовав на спор, написать рассказ, братья распробовали литературный хлеб. Они стали писать детективы, их героями были воры, полицейские, музыканты, скрипичные мастера, ученые и даже алхимики.

Публика мгновенно полюбила братьев Вайнеров. Но подлинный успех обрушился на них после фильма Станислава Говорухина «Эра милосердия», где одну из главных ролей – Глеба Жеглова сыграл Владимир Высоцкий. Братья Вайнеры жили безбедно, они были обласканы властью, но их тяготила  тоталитарная система. Многие проблемы, которые в СССР замалчивали, в том числе и еврейский вопрос, они считали страшной несправедливостью.

Владимир Высоцкий

Откликаясь на больную тему, братья написали два романа: «Евангелие от палача», «Петля и камень на зеленой траве», но они знали, что опубликовать их не удастся. Более того, опасаясь людей в погонах, они закопали рукописи, а постранично отснятый микрофильм отправили за границу. Когда железный занавес рухнул, следом за рукописью Советский Союз покинули и братья Вайнеры. Старший брат уехал и вернулся. А Георгий остался в Америке навсегда. Он уехал не только из-за детей, не только из-за комфорта или открывающихся возможностей, не только из-за пресловутой свободы, нет, он хотел проложить свой, собственный путь, хотел разделить братьев Вайнеров на Георгия Вайнера и Аркадия Вайнера. Георгий Вайнер бросил себе вызов и сумел достойно ответить. Книга и фильм «Умножающие печаль» принесли ему единоличную славу. Георгий Вайнер в одном из интервью сказал, что он вывел новый социальный тип – олигархов, магнатов, творцов денег любых мастей: гениев и торгашей.

Никогда прежде в истории России такого не было, чтобы бездна неограниченной власти и прорва денег фокусировалась в руках избранной кучки предприимчивых дельцов. Деньги в новой России стали религией, люди поклонялись им как богам. Урвать кусок и побольше стало считаться доблестью, все человеческие ценности ушли на задний план. Страшной проверке подверглась дружба и любовь. В романе «Умножающий печаль» причудливо переплетаются три судьбы – «мента», олигарха и преступника. Мальчишки родом из СССР еще помнили заветы своего детства, и, несмотря на то, что мир изменился, они с честью прошли испытание долларами. Георгий Вайнер, переехав в Америку, не утратил связи с родиной, в душе он всегда оставался русским. Он считал, что только русская культура может объединить всех вольных и невольных эмигрантов советского союза.

Владимир Высоцкий

Георгия волновало будущее страны, будущее русских, выросших в России, преклонившей колени. Он задавался вопросом, как изменят понятия любви и дружбы новое поколение, поколение, выращенные в вере и служению деньгам? Вайнер не считал деньги злом, наоборот, он считал, что деньги это эквивалент энергии и таланта. Социалистическая модель государства, подавляя естественные желания человека: иметь личное пространство, свой угол, собственные мысли, породила чудовищный перекос.

И когда шлюзы открылись, желание заработать деньги приняло уродливые, потребительские формы. Прежде дети мечтали стать космонавтами, летчиками, учеными, теперь дети мечтали разбогатеть. По Георгию Вайнеру карнавал всевластия, бесстыдства и вседозволенности искалечил судьбы миллионов людей.

Вайнер

Деньги, говорил Георгий, могут быть волшебной кистью, расцвечивающей реальность, а могут превратиться в бомбы и оружие. Люди сами выбирают свое будущее, они устилают свой путь надеждами и идут по нему как по тонкому льду.

«Во многой мудрости много печали, и кто умножает познание, умножает скорбь». Вайнер неоднократно цитировал фразу из Экклезиаста, выбранную им для названия книги. Чем больше люди познают горя и страданий, тем мудрее они становятся. Но чем мудрее люди, тем светлее горизонт их будущего.


 

Скобина Женя


 


 

Рекомендуем

Карл Фаберже: славное начало и бесславная кончина
«Настоящий балет» Юрия Григоровича
Проснись и в бой: Thakoon на NYFW
11 причин поехать в Бергамо
Усадьба Jazz в Санкт-Петербурге
Как стать актёром?
Трезвым быть вредно («Ещё по одной», реж. Томас Винтерберг)
Гастроли Чеченского драматического театра. Спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Анна Ахматова: «Бессмертные души»
Айдар Гайнуллин о Ростроповиче, мировой музыке и своём первом международном фестивале!