Партнеры Живи добром

Григорий Горин. Со смехом по жизни


Человек родился. В тот день, 12 марта 1940 года, страна выдохнула от только что окончившейся войны с Финляндией и получила будущего писателя-сатирика, талантливого сценариста, драматурга и к тому же врача скорой помощи — Григория Офштейна. 


Уже в семь лет Гриша начал сочинять стишки о политике, упоминая де Голля, Чан Кайши, Ли Сынмана. Эти имена юный «поэт» часто слышал по радио, ничего более не зная об их носителях. Мечты о писательстве не покидали Гришу и когда он стал старше, поэтому он поступил… в медицинский. В институте Горин продолжил писать фельетоны, монологи, юмористические рассказы, издавался в газетах и журналах. Позднее чувство юмора ему пригодилось и в нелегкой работе в скорой помощи. 


Григорий Горин


В 1963 году Гриша Офштейн официально стал Григорием Гориным, взяв писательский псевдоним, уверяя всех, что это аббревиатура — «Гриша Офштейн решил изменить национальность». 


В начале 70-х Горин был принят в Союз писателей. И неслучайно, ведь к тому времени он издал несколько сборников рассказов — врачебная практика не прошла даром. 

Григорий Израилевич, цитируя Чехова, говорил, что медицина — его жена, а литература — любовница. Позднее в его жизни появились театр и кино, которые завладели им «полностью, не оставляя времени ни на рассказы, ни на то, чтобы лечить других, ни на то, чтобы лечиться самому».


С театром у Горина сложились особые отношения — близкие и взаимные. С Аркадием Аркановым, с которым познакомился еще в журнале «Юность», он написал несколько пьес, в числе которых комедия «На всю Европу». Позднее произведения Горина начали ставить в театре имени Ленинского комсомола, где за режиссуру отвечал Марк Захаров. В свет вышли постановки «Тиль» и «Дом, который построил Свифт». Помимо «Ленкома», Григорий Израилевич писал и для Театра сатиры. 


Григорий Горин


Благодаря работе Горина с Захаровым в свет вышли такие кинокартины, как «Тот самый Мюнхаузен», «Формула любви», «Убить дракона». А в творческом союзе с Эльдаром Рязановым появился двухсерийный телефильм «О бедном гусаре замолвите слово». Все эти картины стали горячо любимыми как у старшего, так и у младшего поколения.

Как вспоминал писатель, годы застоя в стране не стали застоем в его творчестве. Интерес и азарт в нем проснулся с большей силой, что позитивно сказалось на его работе. Горин предполагал, что, возможно, для сатирика «нажим и запреты» — то, что нужно, чтобы совершенствоваться. А может, это просто молодость и наивность. 


С трудностями советские культурные деятели столкнулись после перестройки. «Искусство всегда требовало жертв… А где их взять в огромной, распавшейся державе?» — говорил Григорий Израилевич. 


Кино и театр не стали в творчестве Горина конечной станцией: с 1978 года сатирика можно было частенько заметить в юмористических программах на телевидении. Монологи Горина пользовались популярностью у телезрителя и после выступления сразу растаскивались на цитаты. Выступления Григория Израилевича стали своеобразной классикой сатиры 80-х годов. Любимец публики, он был частым участником таких программ, как «Вокруг света», КВН, «Белый попугай». В последней он даже некоторое время был ведущим после смерти Юрия Никулина. 


Григорий Горин


Писатель очень переживал, что его произведения публика воспринимает лишь с юмористической стороны, когда как все работы Горина наполнены глубоким философским смыслом. 


Его не сразу можно заметить за пеленой сатиры. Однако именно благодаря этому творчество писателя актуально по сей день. На рубеже двух веков и двух тысячелетий Горин скончался. Приближающийся Миллениум Григорий Израилевич решительно собирался встретить «по мере сил весело и радостно». Писателя не стало 15 июня 2000 года.



Маргарита Синюк



 

Рекомендуем

"Я не ищу, я нахожу". Об "Игре в классики" Хулио Кортасара
Кто такой Лоэнгрин и почему это важно
В джазе только тело («Душа», реж. Пит Доктер)
Джон Малкович снимет фильм, который выйдет в 2115 году
40-й ММКФ. Вне конкурса. "Миссис Хайд" Сержа Бозона
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Четвёртый день
Интернет в голове («Призрак в доспехах», реж. Руперт Сандерс)
Британский «Vogue» и его новый главный редактор Эдвард Эннинфул — что мы о них знаем?
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон
Некрепкие нервы «Крепкого орешка»