Партнеры Живи добром

И это все о нем. Виль Липатов


Русский писатель Липатов Виль Владимирович родился 10 апреля 1927 года в городе Чите. Детство прошло в селе Новокороткино Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Новосибирской (ныне Томской) области. Мальчишка, выросший среди природы, игравший на реке и в лесу, он и действие своих историй переносит на широкие родные просторы. Русский язык знал хорошо с детства, благодаря матери, которая была преподавателем литературы, и которая много времени уделяла языку. Склонность к журналисткой деятельности досталась от отца.  


Это всё о нем

 

Мать хотела видеть Виля инженером, — в то нелегкое время ей казалось, что эта профессия может дать человеку спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Поэтому после окончания школы, несмотря на заурядные знания по математике, он поступает в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. Как и следовало ожидать, инженерная карьера не задалась - Липатов переводится на отделение истории Томского педагогического института.


Мать не раз припоминала его амбициозные слова: «Я поступаю на истфак потому, что хочу изучить досконально законы развития человеческого общества. Литературу я знаю хорошо, теперь буду знать историю!»


По окончанию третьего курса начинает работать в томской областной газете «Красное знамя», ему разрешили окончить институт экстерном, что в то время было исключительным случаем. Во время работы в газете, были опубликованы первые рассказы: «Самолетный кочегар» и «Двое в тельняшках»(1956 г.). В 1958 году вышла его первая книга «Шестеро». Здесь писатель проверяет своих героев на прочность, отправив их перегонять тракторы через тайгу в только что открывшийся леспромхоз, которых на пути настигает буран.

 

В тот же год Виль Владимирович переезжает в Читу, где работает в газете «На боевом посту» литературным секретарем; 1964–1966 гг – специальный корреспондент газеты «Советская Россия». С 1965 по 1967г жил в Брянске, а в 1967 – переехал в Москву.


В  своих произведениях Липатов поднимает важные жизненные темы. Его проза пропитана острыми проблемами. Им поставлено много насущных вопросов: конфликт отношений между индивидуумом и обществом, личностный рост человека, чувство трудового товарищества, все они проходят, пожалуй, через все его произведения. В частности, они подняты в последующих работах: Капитан «Смелого» 1959г, Своя ноша не тянет 1959г, Глухая Мята 1960г, Стрежень1961г, Зуб мудрости 1961г, Черный Яр 1963 г, Смерть Егора Сузуна 1963 г, повесть «Чужой» 1964, вызвавшая споры критиков, а также в пьесе Земля не на китах 1966г. И в каждом из своих произведений он откликается на то, что волновало советское общество.


 В 1967 году увидели свет повести и рассказы из цикла «Деревенский детектив», образ участкового уполномоченного Анискина покорил читателей, и принес писателю всесоюзную известность.


Деревенский детектив

 

В 1968 и 1969 годах выходят яркие повести «Лида Вараксина» и «Сказание о директоре Прончатове». «Серая мышь» изданная 1970 г повествует о судьбе деревенского искателя правды, Семена Баландина. Разочаровавшись в своих стремлениях и надеждах, он находит утешение в пьянстве. «Ещё до войны» выходит в 1971 г.

 

Одной из самых известных повестей стала «И это все о нем» 1974г. Когда- то ее изучали в школе, и даже писали по ней сочинение. Ее главный герой Женька Столетов, молодой человек, комсомолец, в котором жива высокая, вечная правда идеи. Его противоположность - Гасилов, начальник лесосеки, лишенный духовности, заложник корыстолюбия. Здесь писатель показывает явление, рожденное потребительскими взглядами на жизнь, удивительным талантом мещанина любой ценой достигнуть существования в достатке. Это явление заметным образом укоренилось в нашей современной жизни.


В 1977 году был написаны: роман «Игорь Саввович», где Липатов продолжает поднимать вопросы о том, каким опасным становится материальное благосостояние для человека без стремления к духовному росту, и «Житие Ванюшки Мурзина», или «Любовь в Старо-Короткине». Есть и неопубликованная вещь - «Выборы пятидесятого» (конец 1960-х годов). Талантливый журналист, пишет очерк-«подвал» о старой работнице, живущей в невыносимых условиях и, несмотря на это, продолжающей обожествлять Сталина. Писатель пародийно изображает историю об искаженном сознании рядового труженика советской эпохи и его нелегком существовании. 


Так – же Липатов является автором «Заглавное начальство» 1960, «Мистер-Твистер»1967,  «Кукла госпожи Барк»1967, «Сильно долгие сны» 1979.

«Однако помирать пора, надо роман писать!» – как-то сказал Виль Владимирович своей дочери, и пишет роман «Лев на лужайке» (1978–1979; опубликован в 1989–1990). Он рассказывает историю журналиста, который сделал впечатляющую карьеру. Этот роман в какой-то степени автобиографичен.  Во время его написания автор смертельно болен – это его последнее произведение.


Это всё о нем


Хочу отметить, что кино послужило началом понимания искусства для маленького Виля. Конечно, и до этого оно присутствовало в его жизни - мать в детстве читала произведения лучших из русских писателей, но только кино смогло пробудить в нем то понимание, которое он воплощал в своей литературе. Когда читаешь его, когда бежишь по его строчкам, каждое слово обретает форму, превращаясь в живой образ. Его книги не читаются, а смотрятся, подобно кино. Описания природы, несомненно, срисованы с натуры, тонкие, четкие детали образов героев, простого рабочего народа, делают его повести поистине подлинными. Даже критик А. Макаров говорил о кинематографичности его прозы. Некоторые из его произведений действительно ожили на экране. По таким из них, как  «Деревенский детектив» (1968),  «Инженер Прончатов» (1972), «Анискин и Фантомас» (1974), «Иван и Коломбина» (1975), «И это все о нем» (1977), «И снова Анискин» (1978), «Что можно Кузенкову?» (1980),  «Еще до войны» (1982), «Игорь Саввович» (1986),  «Серая мышь» (1988)  были поставлены фильмы,  в том числе и самим автором. Сценарий телефильма «И это всё о нём» принес ему премию Ленинского комсомола (1978) .

 Как многие писатели Виль Владимирович Липатов не думал быть писателем, но точно стал им не случайно.                                                                                                                                    

                                                     

Мещерякова Инна



 

Рекомендуем

Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
Святослав Бэлза. Судьба помогает волящему
Ожившие мультфильмы
«Актёр играет актёра, который играет роль». 6 фактов из жизни К.С. Станиславского
Сейдзи Одзава. По взмаху руки
Вечная классика с легким оттенком современности: спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова
За что сожгли Джордано Бруно?
Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?
Джоан Сазерленд, австралийская оперная певица
Изобретение Берлинера