Партнеры Живи добром

Людмила Петрушевская: кабаре одного автора


«Людмила Петрушевская – это человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоев нашей жизни. Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог...», - М. Захаров

Про Людмилу Петрушевскую часто говорят, что ее милый внешний облик не сочетается с тяжелым стилем произведений. Впрочем, так ли это удивительно для человека с невероятно сложной судьбой, который, тем не менее, добился успеха и нашел свое призвание.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Родители познакомились, будучи студентами Института философии, литературы, истории – мать впоследствии занималась редакторской деятельностью, отец стал доктором философии. Дед Петрушевской – известный лингвист Николай Яковлев, ликвидатор безграмотности среди населения в начале 20-х годов. Злую шутку с ним сыграл его профессиональный интерес к яфетической теории (марризму) – учению о классовом происхождении языка. После того, как Сталин объявил теорию несостоятельной и антинаучной, Яковлев был уволен с работы и пережил психическое потрясение, что послужило причиной его дальнейшей тяжелой и продолжительной болезни.

2.jpg

В семье Петрушевской существовала традиция устраивать домашние представления. По ее воспоминаниям, прадед не хотел учить ее читать, и Людмила училась самостоятельно по газетам, втайне от родственника. Впрочем, выбор книг был невелик – везти домашнюю библиотеку в Куйбышев, где Петрушевские оказались в эвакуации во время войны было затруднительно. Некоторое время Людмила жила в уфимском детском доме. С музыкой дела обстояли лучше, чем с чтением – будущая писательница занималась оперным пением.

Впоследствии она называла себя «несостоявшейся певицей», обладающей голосом в три октавы. По собственному признанию, в школе Петрушевская училась крайне плохо, получая «отлично» только по музыке и рисованию. С поведением также было не все гладко – учителя дали ей прозвище «обезьяна». Часто Людмила вместо того, чтобы возвращаться после школы домой, шла в библиотеку и сидела там до закрытия – дома был психически больной дедушка, а в библиотеке можно было читать, сколько хочется. Начитанность и знание литературы позволили ей закончить школу с серебряной медалью и поступить в МГУ на журфак.

Во время обучения Петрушевская увлекалась субкультурой «стиляг», пела в университетском хоре, писала сценарии для студенческих капустников. После выпуска в 1972 году начинает работать корреспондентом на радио и в журнале. Через некоторое время переходит на Центральную студию телевидения в качестве редактора, где занимается написанием отчетов о передачах.

1.jpg

Впрочем, с 1973 года Петрушевская официально нигде не работает и занимается творчеством: создает мультипликационную «Студию ручного труда», где самостоятельно рисует мультфильмы, параллельно развивает театр «Кабаре одного автора», исполняя с музыкантами песни в стиле «Кафе-шантан» (от французского caf é chantant – «поющее кафе»).

Первый рассказ «Через поля» Людмила Петрушевская пишет в 1972 году, за ним последовала запрещенная пьеса «Уроки музыки». Произведение не было поставлено из-за пророческих событий, описываемых в нем и предвещавших хаос, крах системы. Особенностью работ Петрушевской является акцент на «темные» стороны жизни – то, на что другие закрывают глаза, не видят, а главное, не хотят видеть. В 1980-е годы пьесы Людмилы Стефановны ставятся в театрах: зрители познакомились с работами «Чинзано», «Любовь», «Квартира Коломбины». Впрочем, многие произведения так и оставались написанными «в стол» - не все были согласны со смелым взглядом Петрушевской на взаимоотношения людей и общества. В то же время, писательница работает с именитыми режиссерами – Романом Виктюком, Олегом Ефремовым, Марком Захаровым, Сергеем Арцибашевым.

3.jpg

С 1990-х годов Петрушевская пишет сказки, интересные не только детям, но и взрослым. Многие читатели сразу вспомнят ее «Приключения Поросенка Петра», «Лечение Василия», «Пуськи бятые».  В 1992 году выходит роман «Время ночь». Интересный факт: доподлинно известно, что писательница послужила прообразом Цапли в мультфильме Юрия Норштейна. Кроме того, некоторые утверждают, что она также вдохновила мультипликатора на создание Ежика в мультфильме «Ежик в тумане». Впрочем, это до сих пор остается загадкой.

В настоящее время Людмила Петрушевская по-прежнему занимается писательским трудом. Не так давно у нее вышла новая книга «Санаториум», также писательница обещает представить публике детективный роман. Петрушевская открещивается от политики, но заявляет, что готова защищать тех, кому нужна ее помощь: « Я бы пошла бороться за права больных, сирот, стариков, за права детей учиться у нормальных педагогов… Я за сохранение библиотек, маленьких театров, за вдовьи дома. За новые больницы, детские сады, а не за белые тротуарные бордюры, на которых сразу отпечатается вся грязь из-под колес…».

Людмила Петрушевская активна и полна энергии: дает концерты, пишет картины, устраивает выставки, общается с поклонниками на творческих вечерах и организует детские концерты. Остается лишь пожелать ей успехов!


Екатерина Постная 



 

Рекомендуем

XXXVIII Московский международный кинофестиваль. Церемония открытия
Нона Мордюкова. Играла, как жила
Must-have
XXVIII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»
Насилие в искусстве: от эстетизации к ужасу
Музы и кутюрье: высокая мода как результат сотрудничества
Выставка «Становление национальной и региональной периодики в Российской империи и СССР»
Сергей Носов. «Фигурные скобки»
"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга