Партнеры Живи добром

Природа и литература. Классика языка Сергея Аксакова


Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября 1791 года в Уфе, где и прошло дальнейшее детство среди широких полей и густых лесов, полных птиц и полноводных рек. Получив от отца любовь и чувствование к природе, а от матери интерес к литературе и искусству, Аксаков формирует свои первые увлечения к лодке, удочке, оружию и литературе. В Казанском университете он закрепил свою любовь к литературе, написав первые стихи в наивно-сентиментальном стиле, и сыграв на сцене университетского театра не одну роль. 


Сергей Аксаков


Переезд в Санкт-Петербург и скучная государственная служба угнетала тонкую душу писателя. Выйдя на долгожданную отставку, и в сложное время Отечественной войны 1812 года Аксаков вернулся в родные края. Приобрести популярность ему помогал его талант и чувственное написание слога, ведь его переводы классической литературы широко ценились в театральных и писательских кругах Москвы и Петербурга.  


До середины 20х годов 19 века театральный репертуар не подлежал публичной критике, все подчинялось установленным правилам, постановки были пустыми и несерьезными. Большинство его публикаций выходили под псевдонимами или без подписей, что было связано с его параллельной службой в цензурном ведомстве. Стиль и язык Аксакова стали истоком развития современного театра, в котором показано самое главное – характер человека, его тонкая душа. Он занимался переводами, театральной и литературной критикой и немногочисленными стихотворениями. Написанный им в 1834 году рассказ «Буран» показал основные черты его будущего творчества, главной из которых было глубокий интерес к живой действительности. После публикации «Бурана» Аксаков получил высокие оценки критиков, его имя пользовалось авторитетом. Все это послужило началом нового пути реалистического творчества. 


В 1847 году свет увидел книгу «Записки о рыбалке», где точно было раскрыто и искусно показано описание природы, повадки зверей, птиц и рыбы. В своих «Записках» автор хотел поделиться всеми своими знаниями о рыбалке, что с детства были получены им от отца и развиты на протяжении многих лет. Критики высоко оценили книгу, и окрыленный успехом, Аксаков в 1849 году выпустил книгу «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». 


Слабое здоровье и болезнь причиняли ему тяжелые страдания, но он переносил их стойко и с терпением. Упало зрение, но он продолжал творить, диктуя свои сочинения дочери Вере. 


Сергей Аксаков. Памятник в Уфе


Оставив описания охоты и рыбалки, Аксаков принялся за работу над «Семейными хрониками», в которой очень открыто, натуралистично изложил воспоминания о родных и близких, познакомил читателя с безграничной картиной провинциального помещичьего быта. Книга включала в себя и «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука», к которой прилагалась сказка «Аленький цветочек», ставшая самым популярным произведениям Аксакова. Критики единогласно приняли книгу, в которой отмечалось развитие жанровой прозы в России.  

Заключительные произведения были написаны в промежутках тяжелой болезни, от которой он скончался в 1859 году. Справедливо заметить, что Сергей Аксаков остался для русской литературы одним из лучших мемуаристов, великолепным наблюдателем природы, и самое главное, классикой языка. 



Бадыкшанова Римма




 

Рекомендуем

Выставка «Халхин-Гол: «Да, нам далась победа нелегко...»»
Вчера. Сегодня. Завтра. Дела музейные?!
То, чего вы не знали о Галине Улановой. ТОП-10 интересных фактов
Михаил Боярский. Вся жизнь – театр
Нехудожественое кино: документальные фильмы о людях искусства («Микеланджело. Бесконечность» и «Гоген: в поисках утраченного рая»)
Испанцы в космосе ( "Орбита 9" реж. Хатем Храиче)
«Калейдоскоп истории» в Государственном музее Востока
Ночь театров. Театр Ромэн
Владимир Набоков: под сенью бабочек
Вестсайдская история: любовная драма из Нью-Йорка