Партнеры Живи добром

Сергей Михалков- на службе у времени


Сергей Владимирович Михалков обладал неповторимой творческой индивидуальностью, которая выражалась в широчайшем охвате видов творческой деятельности, которыми   занимался и остром ощущении потребностей времени, на которые он откликался в течении всего жизненного пути. 


Сергей Михалков родился  13 марта в 1913 году в Москве.  Писать стихи он начал очень рано, ему было десять лет, когда в дом  Михалковых проникли беспризорники, украв шкатулку с “сокровищами”  мальчика, где была тетрадка с его первыми литературными опытами.  В юности он выпускал ”литературно-художественный” журнал, будучи его одновременным автором, художником и издателем и распространял его среди родственников. 


Сергей Михалков


В 1927 году семья  переехала в Пятигорск  в связи со сменой места работы кормильца семьи, Владимира Александровича Михалкова, признанного авторитета в области промышленного птицеводства. Отец  поэта сыграл важную роль в его творческом развитии: он поощрял ранние литературные опыты сына  и даже заказывал ему "на пробу" стихотворные подписи к плакатам, агитирующие  за современные методы птицеводства, которые были опубликованы.  


Первые  напечатанные произведения юного автора появились в  журнале Ростова-на -Дону в 1928 году. “Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи”, - писал ему редактор газеты, высылая в Пятигорск  экземпляр журнала для автора.  К этому времени  Михалков уже становится автором  газеты “Терек”, издававшейся в Пятигорске. С первых творческих шагов он завоевал аудиторию и симпатии в литературных кругах. Органически усвоив то, что делали в детской литературе её корифеи, поэт  выработал свой особый стиль, важными элементами которого были юмор, ирония, загадка. На Сергея  Владимировича оказали значительное влияние М. Горький, С, Есенин, В.Маяковский, но ему не довелось с ними встретится. Под сильным потрясением от  смерти последнего, он написал стихотворение, которое так и не было опубликовано. 


В 1930 году по окончании Пятигорской школы  Михалков решает начать самостоятельную жизнь. С десятком стихотворений,  опубликованных в Ростовских и Пятигорских печатных изданиях и пачкой ненапечатанных стихов,  предназначенных  для предложения  столичным газетам, Михалков отправился в Москву, когда ему было семнадцать лет. 


Но там стихи шли туго,  а прожить на скудную зарплату   литератора  было трудно. Михалков  нанялся чернорабочим на москворецкую ткацко - отделочную фабрику,  а затем в Стихотворение оставь геолого-разведческих экспедиций выехал в восточный Казахстан и на Волгу.  


Как часто случается в начале творческого пути ранние стихи Михалкова были отвергнуты Александром Фадеевым, редактором журнала "Красная новь" сыгравшим  в дальнейшем важную роль в судьбе писателя. Это были не те знаменитые сказки,  считали и присказки,  которые юные читатели  автора знают наизусть,  а "взрослые" стихи, какие обычно  пишут многие начинающие поэты , еще не нашедшие собственного голоса.  


Сергей Михалков


В 1933 году Сергей Михалков все чаще печатается в  московских журналах  “Огонек”,  “Прожектор”, газетах “Известие”, “Комсомольская правда”. Опубликованная в “Огоньке” песня “Марш эскадрилий”  была неожиданно напечатана “Правдой”, после чего  автор был принят на внештатную работу в “Известия”, где он познакомился с популярным писателем Львом Кассилем, ставшим  его близким другом на долгое время.  


Молодые авторы 1930-х годов активно участвовали в жизни заводских литературных кружков, выступали перед рабочими и студентами. Для Михалкова, наряду с его современниками, отклик на события современности стал  жизненной потребностью. У автора  формировалось  активное отношение к жизни, современность становится его вдохновением, в результате чего появляются стихи о челюскинцах и папанинцах, пионерах.  


В 1935 году   комсомольская организация  пригласила поэта поучаствовать в конкурсе на пионерские песни. Так как до этого он  писал только взрослые стихи, то захотел поближе познакомиться с ребятами и отправился в мытищенский пионерский лагерь, где вместе  с детьми ходил в походы, зажигал костры, рыбачил. Под непосредственным впечатлением от этой поездки были написаны   пионерские песни "Павлик Морозов", "Пионерский барабан", "Замена мая" и  веселые стихи, некоторые из них, в частности, “Три гражданина”, были опубликованы в журнале “Пионер”.  Звонкие озорные стихи, опубликованные  журналом оказались откровением для самого автора. Когда создавались эти строчки о трех упрямых гражданинах, не желавших уступить друг другу место на автобусной остановке, предполагал ли автор, что именно детская поэзия станет его настоящим призванием? 


 Но жизнь в пионерском лагере дала свои плоды: в творчестве Михалкова  постепенно стали появляться детские стихотворения, с которых и началась литературная биография поэта. Стихи молодого литератора дружески поддержали Корней Чуковский и Алексей Толстой, после чего необходимо было получить отзыв Самуила Маршака, ради которого редакция газеты “Правда”  командирует Михалкова в Санкт-Петербург. Он отправился к Самуилу Яковлевичу не с пустыми руками, взяв с собой   в будущем ставшего знаменитым “Дядю Степу”, которого он написал, будучи окрыленным успехом первых детских стихов.  Поэма получила одобрение писателя, но он также  и  побранил  ее за отсутствие лирической ноты, высоко ценимой Маршаком, считавшим, что она сообщает детской поэзии глубину чувств. Советы Маршака помогли Михалкову  определить дальнейший путь в искусстве, он говорил, что не посчитал свою  поэму случайным эпизодом и продолжил трудиться для юного читателя, благодаря Маршаку, ставшему его первым “крестным отцом”. Поэма  Сергея Михалкова была опубликована в 1935 году.  Образ дяди Степы прочно  вошел в сознание читателей, которые впоследствии потребовали новых встреч с излюбленным героем, так, спустя почти двадцать лет,  в 1954 году появляется продолжение первой главы “Дядя Степа-милиционер”. У многих возникал вопрос: почему  поэт сделал своего героя милиционером? Михалков хотел избавить детей от страха перед милицией, которой их  часто  пугают родители, а когда любимый герой оказывается милиционером, то ребенок больше не будет бояться милиции. 


Сергей Михалков


С этой поэмой связан один любопытный эпизод: как-то зашел к Сергею Владимировичу  поэт Михаил Шевченко с необычным сообщением о том, что его четырехлетний сын заметил ошибку в одной строфе:  “ночь не спал, устал в дороге, Не привыкли к суше ноги. Отдохну. Надену китель. На диване полежу. После чая приходите - сто историй расскажу. Мальчик прервал чтение и воскликнул: “как же это он, дядя Степа ляжет в кителе на диван!”. И в самом деле, дядя Степа- человек военный, воспитанный и сделать этого не может, поэтому строчку пришлось исправить -  “на диване посижу”.  


Первый сборник стихов Сергея Михалкова вышел в 1936 году, он  включал около двадцати детских стихотворений. Вскоре его стихи получают общественное признание, на страницах “Правды” Александр Фадеев  теперь давал им высокую оценку, отличающуюся от его оценки ранних работ молодого поэта. 


В середине тридцатых годов стихи  Михалкова начали прочно входит в повседневную жизнь детей и взрослых, когда отовсюду можно было услышать строки, ставшие разговорными выражениями: “Мамы разные нужны, мамы всякие важны”, “Мы такие с ним друзья, куда он-туда и я!”


Гомер говорил:  “дети и боги смеются одинаково”, наверняка так получается от их сознания полноты жизни.  Жизнерадостность  является  важной категорией в жизни детей, это не развлечения, а залог существования, поэтому детские стихи должны быть наполнены этой жизнерадостностью и жизненностью, учить играя, именно такими были детские произведения Михалкова, сделавшие его  одним из самых значительных  авторов  литературы для детей. 


В 1936 году произошли два важных события в жизни Сергей Михалкова. Он женился на Наталье Кончаловской, дочери  живописца Петра Кончаловского, внучке художника Василия Сурикова. В доме Кончаловских царила атмосфера искусства и  творческой непринужденности, где часто бывали  Сергей Прокофьев, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Сергей Конненков. Жизнь в этой среде повлияла на духовные и эстетические взгляды поэта.


В 1936 году он опубликовал в газете “Правда” стихотворение “Светлана”, понравившееся Сталину, что  сыграло существенную роль в его дальнейшей карьере. Вскоре его принимают в Союз писателей СССР в 1937 году, а в 1939 году  он получил первый орден Ленина.


Сергей Михалков


Осень 1939 года явилась началом  работы Михалкова, как военного писателя-корреспондента. Поэт участвовал в освободительном походе Красной Армии на западную Украину. В условиях новых задач времени  он умел передать своим сочинением самые задушевные переживания детей и взрослых, а это особенно ценное свойство для военного автора. Первоначальной  задачей поэта на фронте был сбор материала для сценария художественного фильма о военных санитарках, мед-сестрах  и врачах. это была первая попытка заняться кинодраматургией. Фильм “Боевые подруги” вышел уже во время Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года Михалков вместе с тридцатью поэтами был призван на войну, назначенный в газету “Во славу Родины”. Михалков работал с большим энтузиазмом,  живо откликаясь на требования боевой обстановки, он писал очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам и листовкам.  В ноябре 1941 года  его перевели в газету ВВС Красной Армии  “Сталинский Сокол”. 


Интересно, что всю войну Михалков представлялся  как “детский писатель”. В этот время он нередко устраивал встречи с детьми, которые слушали его  с большим вниманием и удовольствием. Доверительно улыбаясь, высокий поэт, под стать дяде Степе, читал свои задорные с душою написанные  стихи,  от чего на лицах юных слушателей появлялись улыбки,  такие редкие во времена  расставаний с отцами и непрекращающихся боев. Это было нелегко в суровое время войны хотя бы на несколько минут  вернуть детям радость. 


Стихи Сергея Михалкова сделали  возможным невозможное. Его проникновенные стихотворения “Откуда ты”, “Письмо из неволи”,  поэму “Мать солдатская” передавали из рук в руки, из окопа в окоп. В 1942 году поэт сделал обзор детских писем, пришедших на фронт, что было  принципиально новой подачей материала во фронтовой печати.  


Сергей Михалков


Интересна история участия Сергея Михалкова в  создании гимна Советского союза. В 1943 году  руководство страны  выпустило постановление о создании нового гимна. Михалков не был включен в комиссию по его подготовке, что вызвало досаду поэта, о чем он  рассказал своему другу Габриэлю Аркадьевичу Урекляну, тоже  военному корреспонденту, выступающему под литературным псевдонимом Эль-Регистан. На следующий день ранним утром  он пришел к  Михалкову  и   рассказал об увиденном сне, в котором они вместе сочиняют текст гимна, причем Эль-Регистану удалось записать несколько запомнившихся слов.  Так друзья решили попытать счастье и без особого приглашения принять участие в разработке гимна.  За образец текста они  решили взять стихотворный размер “ гимна партии Большевиков” . В работе над гимном они старались быть предельно искренними, употреблять торжественные слова, но избегая при этом излишней напыщенности. В результате двухдневной напряженной работы был создан первый вариант гимна, который, как они впоследствии узнали, сразу понравился Дмитрию Шостаковичу, который сразу после просмотра текста  написал на него музыку.  Текст получил одобрение и К.Е. Ворошилова, потом последовали поправки Сталина и вскоре стало известно, что среди многочисленных вариантов для дальнейшей работы выбран текст Михалкова и Эль-Регситана. В ночь на новый 1944 год по всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского союза, текст  которого впоследствии претерпел изменения   в 1977 году.  


В конце 1944 года  С.В. Михалков  по совету Алексей Толстого  пишет первую басню, когда отмечалось 175-летие со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. Вскоре он создает целый цикл, среди   них “Осторожные птицы”, “Лиса и бобер”, ”Непьющий воробей”, в которых он демонстрирует способность отражать корни людских недостатков в социальном контексте. 


В 1962 году поэт стал основателем и главным редактором сатирического киножурнала "Фитиль". Его организаторы  не переставали экспериментировать при создании кино-миниатюр, таким образом формируя оригинальный жанр документальной, критической, художественной мультипликационной миниатюры. Впервые порог киностудии Михалков переступил в 1938 году для написания текста  к мультипликационному фильму ”В Африке жарко”, с этого времени его связь с кинематографом не прерывалась: по его сценариям поставлено  более сорока мультипликационных, кукольных и художественных фильмов, среди которых “Фронтовые подруги”, “У них есть Родина”, “Вид на жительство”. Многие пьесы Михалкова экранизированы. 


Сергей Михалков


С 1960-х годов С. Михалков был общественным деятелем в области литературы, являлся секретарем и председателем правления Союза писателей СССР. После распада СССР Сергей Михалков продолжал руководить писательской организацией, являясь председателем исполкома Сообществе писательских союзов.


Значительную роль в деятельности Сергея Михалкова играл театр, к которому он  был привержен с самого детства. Им были написаны пьесы “Коньки”, “Особое задание”, “Красный галстук”, ”Чужая роль”, получившие воплощение во многих театрах страны и зарубежья. 


27 августа 2009 года Сергей Михалков скончался  в возрасте 97 лет, похоронен он был на Новодевичьем кладбище. Долгая насыщенная жизнь Сергея Владимировича Михалкова была общественным трудом, посвященным народу и времени. Его художественные устремления находились в гармонии с требованиями времени, что сделало возможным создание бессмертных произведений, ставших памятниками человеческой стойкости, трудолюбию и  детской непосредственности. 



Полина Романенко



 

Рекомендуем

Хотел бы ты рыбой стать? ("Патерсон" реж. Джим Джармуш)
Страшная сила: идеалы красоты в разных странах
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
«Груда тела и суматоха явлений». Памяти Григория Михайловича Поженяна
В стенах Санта-Мария-Маджоре
«И как нашел я друга в поколенье, читателя найду в потомстве я»
Голди Хоун: с улыбкой по жизни
Короткие рассказы. ТОП 20
Гас Ван Сент. «Моя личная нирвана»
Кино. Премьера. «Савва: сердце воина» или продюссерская сказка