Партнеры Живи добром

Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»


Детство Юрия Васильевича Бондарева, родившегося в городе Орске Оренбургской области, прошло в Замоскворечье. Узкие улочки, деревянные дома, маленькие заросшие сады, покосившиеся заборы и невзрачные церквушки – все то, что запомнилось мальчику и позже нашло отражение в его творчестве. 


Юрий Бондарев


В восьмом классе Юрий всерьез задумался о профессии моряка.  


«Тогда слова «шхуна», «бригантина», «шкипер» и «марсель», вычитанные из книг, вызывали у меня святой трепет, мысли о дальних странствиях, тугом и ласковом ветре над солнечно-белыми парусами, о неведомых перламутрово-сияющих лагунах в теплых морях, о чужих и незнакомых портовых городах». 


Юра целеустремленно заучивал морские термины по старинным книгам и романам Джека Лондона, спал зимой с открытым окном, по утрам занимался спортом, ходил чуть враскачку, будто под ногами палуба и даже купил морскую бляху. Столь же большое место в его жизни занимали книги, любовь к которым Юре привила мать Клавдия Иосифовна. Его первое сочинение, которое называлось «Как я провел лето», зачитывали на уроке литературы. Но литературные начинания оборвала война. Детство кончилось рано. Мальчики стали солдатами, школой которых был фронт. 


Семнадцатилетнего комсомольца Бондарева, вместе с другими ребятами, отправили на строительство оборонительных укреплений в Смоленском направлении и, чудом, их смогли вернуть последним эшелоном за пару дней до начала боевых действий. А потом были утомительные, холодные переходы, ожесточенные бои, ранение, госпиталь, снова бои.


Именно на войне, когда перед каждым стоит выбор, Бондарев избирает любовь к Родине, человеческую порядочность. Именно война и определила литературный путь будущего писателя. 


После войны Юрий Бондарев внутренне метался в поисках душевного успокоения и определенности. Будущее решил случай: тетрадь с воспоминаниями и мыслями о фронте попала в руки к его старому товарищу:


«Да ты же писатель! Бросай все и беги в Литературный!»


Юрий Бондарев


В 1946 году Юрий Бондарев поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, в творческий семинар Константина Георгиевича Паустовского. Неведомый раньше мир, в который он попал, восхитил начинающего писателя. Творческая атмосфера, писательская среда, литературные разговоры – то, чем жил семинар. В этом Юрий Васильевич видел заслугу Паустовского и был безгранично благодарен, с теплотой отзываясь о своем мастере. 


Уже на третьем курсе появился первый опубликованный рассказ «В пути». За которым последовали другие публикации. Из института Бондарев выпустился с красным дипломом. Молодого литератора оценили по достоинству. В статьях о его первом сборнике рассказов «На большой реке» критики говорили о большом творческом потенциале молодого автора, непосредственной, теплой лирической интонации и большой любви к своим героям.


Первые повести «Юность командиров», «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», писавшиеся на одной единой творческой волне «в состоянии некоей одержимости» были приняты с успехом. Но не все критики были на стороне писателя. После выхода «Батальоны просят огня», в номере «Комсомольской правды» и журнале «Знамя» были напечатаны разгромные статьи. Критика в «Комсомолке» застала Юрия Бондарева в процессе работы над повестью «Последние залпы». Он прочитал статью прямо у киоска… и, вернувшись домой, написал большую главу нового произведения. Критика не сломила писателя. Он творил, невзирая на недовольства и неприятие критиков.  Из-под его пера вышли романы «Тишина», «Горячий снег», «Берег» и многие другие. 


В своих произведениях Бондарев прокладывал мост между прошлым и настоящим, верил в человека, писал войну с той откровенностью, без которой война не была бы войной. Описывал, казалось, каждую секунду боя, не оставляя без внимания ни один человеческий порыв. Раскрывал героизм Советских солдат, их непоколебимую верность Родине и своему народу. Рассказывал о простых людях, которые, выжив на войне, старались найти свое место в послевоенном мире. 


Юрий Бондарев


Юрий Бондарев облекал свои, еще живые, воспоминания в слова, возвращал к жизни тех, о ком никто не знал, тех о ком мог рассказать только он. Получив много премий и медалей, он, однако, отказался от ордена «Дружбы народов», сказав, что это не вернет былой крепкой дружбы между нашими народами.


Юрий Бондарев по сей день является авторитетом для многих поколений не только россиян, но и других народов, оставаясь верным когда-то избранным для себя идеалам. Его книги переведены на многие языки мира. Ими зачитываются, а фильмы, снятые по книгам остаются популярными и любимыми.



Александра Арсентьева 


 

Рекомендуем

Эдуард Асадов. Жизнь до и после
Непристойная Бетти Пейдж
Дом – всюду («Земля кочевников», реж. Хлоя Чжао)
Элизабет Тейлор. Вопреки красоте
Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих
Максимилиан Волошин. Свободный среди догм
Фестиваль "Звёзды на Байкале". 2-й день
Александр Беляев. Жизненная драма русского Жюля Верна
Толстой. В поисках Анны
Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»