Партнеры Живи добром

Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца


– Это корзина прекрасных вишен: хочешь выбрать лучшую, а кончится тем, что корзина будет пуста, – так говорил о баснях Жана де Лафонтена неизвестный почитатель. Действительно, 12 томов с поучительными и при этом смешными аллегорическими историями воскресили любимый Эзопом жанр и навсегда закрепили его место в литературе. В том числе и в русской: Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Пушкин по достоинству ценили легкость слога и мудрость басен пера Лафонтена.

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен часто предстает в глазах потомков в образе типичного последователя эпикурейских традиций, ведущего веселую и разудалую жизнь, не знающего бед и страданий. Во многом такой взгляд справедлив. Изучению теологии молодой Жан предпочел карьеру литератора. Связанный брачными узами со совсем юной Мари Эрикар, он игнорировал семейные обязанности, а единственным сыном не интересовался настолько, что, встретив много лет спустя в свете, даже не узнал его. Талант писателя всё время охранялся благосклонными покровителями, так что Лафонтену сходили с рук и его многочисленные любовные связи, и не менее многочисленные фривольные сочинения.

Однако не всё в судьбе французского баснописца было столь безоблачно и счастливо, как кажется. Рожденный в семье лесничего, Жан де Лафонтен после смерти отца получил и его должности, и его долги. Именно эти обстоятельства заставляют поэта всю жизнь искать защиты у знатных покровителей. Первый их них – суперинтендант Николя Фуке – вскоре впадает в немилость у короля Людовика XIV, а Лафонтен, заступаясь за своего благодетеля, навлекает монарший гнев и на себя. Ходили слухи, что именно этот случай отозвался баснописцу много лет спустя и был определенным препятствием – когда встал вопрос о посвящении его в члены Французской академии в 1684 году.

Первые литературные труды Лафонтена увидели свет, когда ему уже исполнилось 33 года, а признание пришло к писателю еще 30 лет спустя. В его арсенале были не только басни, переложенные на новый лад сочинения Эзопа, но и основывавшиеся на сюжетах античных (Теренций, Овидий, Апулей) и более современных авторов (БокаччоАриосто) новеллы, поэмы, комедии, элегии, оды, либретто к опере – не слишком, впрочем, удачное – и многие другие жанры. 

Жан де Лафонтен

Современники и потомки ценят сочинения Жана де Лафонтена за изящный слог, яркость языка и разнообразие поэтической формы, дидактическую составляющую его басен, которая весьма своеобразна: мораль здесь сводится к практичности и ловкости, а хитрость ставится превыше абстрактной добродетельности.

Будучи в солидном возрасте, 70 лет, Лафонтен подвергся испытанию болезнью и в результате неожиданно обратился к Евангелию. Горько раскаиваясь в грехах молодости и каясь в своей любви к мирским утехам, престарелый писатель отрекся от своих «нечестивых» рассказов и выполнил перевод поэмы «Судный день», которую затем торжественно зачитал на очередном заседании Французской академии.

Смерть тем не менее настигает Лафонтена в 1695 году, однако литературное наследие писателя остается бессмертным на протяжении вот уже нескольких столетий, являясь кладезем поэтических образов и не иссякающим источником афоризмов, актуальных и поныне.


Татьяна Буланова


 

Рекомендуем

Флешмоб «Держи пять!» в честь 5-летия фонда «Галчонок»
115 лет со дня рождения «Моцарта советской эпохи» – Исаака Дунаевского
Прощальная песня («Джуди» реж. Руперт Гулд)
Евгений Гришковец - романтик современности
В «Доме А.Ф.Лосева» вспоминают легенду «Серебряного века» поэтессу Черубину де Габриак
«Мой труд переживёт меня»: жизнь и мнения скрипичного мастера Никиты Жевлакова
Вера холодная: «Тернистой славы путь»
«Мушкетер нашего времени. Святослав Бэлза»
«Итальянский соловей» - Тото Кутуньо
Владимир Познер: «…либо играя в теннис, либо занимаясь любовью»