Живет лишь тот, кто творит. Ромен Роллан
29 января 1866 года в бургундской семье представителей мелкой буржуазии, появился на свет еще один потомок активных участников Французской революции 1729 года, Ромен Роллан. Его имя навсегда вписано в историю мировой литературы, как одного из основателей жанра интеллектуального романа, человека создавшего форму произведений «роман-река», пацифиста, и писателя оказавшего влияние на огромное количество деятелей искусства 20 столетия. Образование и вкус к искусству Роллан приобрел в кузнице Французской интеллектуальной элиты – Высшей школе, которую окончил в 1889 году. Культурный кризис, упадок духовности во Франции того времени не перестают обращать на себя внимание писателя, следствием чего становятся регулярные депрессивные состояния и пессимистичный настрой. Чтобы отвлечься от негативного окружения и продолжить обучение, после нормальной школы Ромен отправляется в Италию, где на несколько лет целиком посвящает себя изучению изобразительного искусства и занятиям музыкой. Позже он назовет это «лечение просветлением». Именно в Италии он глубже узнает о таких мастодонтах культуры как Микеланджело, Бах, Бетховен. И именно там он начинает восхищаться искусством героическим, в котором воля к созиданию и верность моральным идеалам противостоит бытовым и материальным невзгодам. Необходимость перемен, свежей крови в старом порядке вещей находит отражение в цикле произведений «Трагедии Веры», увидевшем свет в конце девятнадцатого века. Это первые произведения автора, которые удалось опубликовать. Несколькими годами позднее, находясь под огромным влиянием Толстого, с которым автор состоял в длительной переписке, Ромен выпускает сборник статей «Народный театр». В нем он также говорит о необходимости реформ в творческой жизни страны: «Искусство заслуживает почета и любви лишь в том случае, если оно подлинно человечно и обращается ко всем решительно людям, а не к одной лишь кучке педантов». Следующим своим шагом Роллан выбирает попытку донести до простого народа возможность изменить мир, воспевание героичности борьбы «маленького человека» за моральные ценности в эпоху становления капитализма. Так в свет выходит сборник пьес «Театр революции», который приносит автору широкую известность и признание. В дальнейшем Ромен начинает работать в жанре биографии, добавляя в него собственные литературные приемы и находки. Одним из самых ярких и сильных произведений Роллана в этом жанре является роман «Жан-Кристоф». В нем одаренный главный герой бунтует против конформистского закостенелого искусства и пытается придать ему новую форму. Роман наполнен метафорами, отражающими внутренние позывы писателя к миру и несопротивлению. Следующей книгой литератора становится произведение «Кола Брюньон», в которой более простым языком воспеваются труд и искусство. В это же время Роллан пишет жизнеописания Бетховена, Толстого и Микеланджело, людей, влияние которых на писателя сложно переоценить. Во время Первой Мировой Войны автор понимает, что она является не результатом разногласий между государствами, а очередным способом заработка денег на жизнях невинных людей. Тогда же он выпускает цикл антивоенных статей «Над схваткой» и, несколькими годами позднее, «Предтечи». За высокий моральный идеал своих произведений и красоту души, сотворенных им персонажей, Ромен Роллан получает Нобелевскую премию по литературе в 1916 году. Будучи глубоко убежденным пацифистом, он обращает свои взгляды к политике ненасилия, результатом чего явились биографии Махатмы Ганди, Рамакришны и Вивекананды, а также переход к социальной тематике в романе «Очарованная душа». О женщине превозмогающей все невзгоды своей жизни, и вступающей в ряды активного действия, после убийства своего сына фашистами. Позднее он продолжил работу в жанре биографий, изучив истории жизни большого количества великих людей, и периодически возвращаясь к военной тематике. Так, например, в 1939 году его работа «Робеспьер» стала итоговой в размышлениях автора на тему революции и несостоятельности послереволюционного террора. Во время Второй Мировой войны Роллан оказывается в оккупации, где работает над автобиографическими романами, а также более глубоко исследует историю жизни своего кумира, завершая книгу «Бетховен. Великие творческие эпохи». Говоря о Ромене Роллане, нельзя не сказать об его отношениях с Россией. Революцию 1917 года он называл величайшим достижением человечества. Состоял в переписке с Толстым, Горьким, приезжал с визитами в Советский Союз, вел беседы со Сталиным, пытался оказать влияние на послереволюционные репрессии. Благодаря его просьбе был освобожден из ГУЛАГа французский писатель В. Л. Серж. Ромен Роллан, несомненно, является одним из самых ярких французских писателей, чья борьба за права низших классов, общедоступность искусства, моральные ценности, проведенная методами ненасилия, заслуживает не только уважения и восхищения, но и вызывает желание продолжать дело автора, культивируя в себе самые лучшие качества.
Матвей Кострыгин
|
Рекомендуем |