Партнеры Живи добром

Неувядающая красота из века в век


Кто только не задумывал создать в Москве музей изящных искусств. Идея витала в воздухе с начала XIX века. Предлагались проекты Зинаиды Волконской, Карла Герца, Николая Исакова. Однако ему суждено было открыться только в начале XX века. И теперь красуется Пушкинский музей близ Храма Христа Спасителя на Волхонке и по сей день.


ГМИ им. А. С. Пушкина


Как все зарождалось

Инициатива создания бесплатного публичного Музея изящных искусств в Москве принадлежала ученому, филологу и искусствоведу Ивану Владимировичу Цветаеву. Однако правительство восприняло идею как нелепую прихоть профессора. Из дневника Цветаева: «Весной 1895 года г-н Витте (министр финансов) мне грубо и надменно отказал во всякой поддержке, сказавши: «Народу нужен хлеб да лапти, а не ваши музеи». Купцы тоже отказывались спонсировать проект. Им было выгоднее славиться собственной коллекцией, чем расщедриться на общественные нужды. «Оделись в бархат, понастроили палат, а внутри грубы, как носороги, и не проймешь их никакими возвышенными целями». 


Лишь по завещанию купчихи В.А. Алексеевой музей получил 150 тысяч, но с обязательным условием — присвоить ему имя императора Александра III, что и было сделано. На помощь пришел владелец Гусевского стекольного завода Ю.С. Нечаев-Мальцев, дав на строительство большую сумму денег. Всего им было потрачено на возведение и комплектование около двух млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). При этом десять лет имени спонсора никто не знал.


17 (29 н. ст.) августа 1898 года были сделаны первые шаги. Работы проходили на добровольных началах. Даже руководство Московского университета из Комитета по устройству музея, не получило ни гроша. Просветительская и воспитательная деятельность Цветаева бала направлена для людей, стремящихся изучать скульптуру античного времени и нести научные знания в общество.


ГМИ им. А. С. Пушкина


Работа архитекторов

Автором проекта здания был назначен архитектор Роман Иванович Клейн. Главным заместителем был опытный инженер И.И. Рерберг. Строительство велось по последнему слову техники и музейной практики. Цветаев говорил: «Со временем, когда начинаемое ныне здание наполнится, здесь могут возникать, вдоль переулков, или галереи в один этаж, или двухэтажные корпуса — и таким образом тут явится целый музейский городок». 


В то время Музей мог работать только при дневном освещение. Инженер Владимир Шухов решил оборудовать залы светопрозрачными перекрытиями из железного каркаса и стекла. Использование стяжек помогло создать прочную арку. Оригинальная концепция Владимира Григорьевича позволила людям прикоснуться к миру искусства и в позднее время.


ГМИ им. А. С. Пушкина


Мечты сбываются

31 мая 1912 года Музей изящных искусств открыл свои двери для посетителей. «Наш гигантский младший брат», — отметила Марина Цветаева. Здание стоит на высоком пьедестале и окружено ионической колоннадой. 


Музей тогда напоминал и до сих пор ассоциируется с античным храмом. И это не случайно, ведь именно Древняя Греция – основа духовной идеологии и европейской цивилизации. В нем разместили оригиналы и слепки греческой скульптуры. Там же можно ознакомится с культурой и искусством Древнего Египта благодаря востоковеду Владимир Голенищев, который в 1909-1911 годах передал свою подлинную коллекцию, насчитывавшую около шести тысяч предметов. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения было впервые представленное в России. 


С первых же дней Музей стал популярен. В будни насчитывалось 700-800 посетителей, а по праздникам – до двух с половиной тысяч, что было поразительно в те времена. Газета «Русская молва» 12 декабря 1912 года писала: «Количество публики, посещающей недавно открытый Музей изящных искусств императора Александра III, настолько велико, что желающим попасть в музей приходится записываться в очередь, причем записавшиеся в настоящее время могут попасть только в середине января».


ГМИ им. А. С. Пушкина


Потрясения в стране, перемены в Музее

После революции большевики реформировали музей. С 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. К его коллекции присоединились картины из бывших собраний Г.А. Брокара, Д.И.Щукина, произведения искусства из расформированного Румянцевского музея, из Государственного музейного фонда и из музеев Ленинграда.  Новые поступления в соединении с уже имевшейся коллекцией М.С. Щекина предоставили возможность его директору профессору Николаю Ильичу Романову создать научную экспозицию картинной галереи. 10 ноября 1924 года открылись первые ее залы.


В 1932 году Музей был вновь переименован и стал называться Государственным музеем изобразительных искусств. В 1937 году в связи со 100-летней годовщиной смерти Александра Сергеевича Пушкина было решено дать Музею имя великого русского поэта. С тех пор его называют Пушкинским музеем. В годы Великой Отечественной войны большая часть фонда эвакуировали в Сибирь. Из-за бомбежек Музею пришлось три года стоять под открытым небом. С 1944 года начали восстанавливать здание и подготавливать его к открытию экспозиции под руководством директора Музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова. В верхней части западного фасада до сих пор остались вмятины от осколков бомб.


В связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства в 1948 году Пушкинский приобрел работы Моне, Ренуара, Сезанна, Матисса, Дега. Также в коллекцию попали около сотни скульптурных произведений.


ГМИ им. А. С. Пушкина


Притеснение искусства

Выставка подарков Сталину открылась 22 декабря 1949 года к 70-летию вождя. Это была одна из самых трагичных страниц в истории музея. Мало кто надеялся, что когда-нибудь снова будут проходить выставки художественных произведений. Постановление о закрытии музея поступило внезапно. В тот же день 30 сотрудников были уволены, а оставшихся оставили на демонтаж экспозиции. В считанные дни все залы были полностью освобождены. Музей наполнили дарами более чем из 40 стран мира. Теперь помещение напоминало лавку старьевщика. Оружие, одежда, курительные трубки, сервизы с портретами знаменитых государственных деятелей, мотоциклы и велосипеды. Основную массу подарков составляли предметы с советской символикой, лозунгами и особенно с изображениями Сталина. Ковры, панно, около 1000 статуй и бюстов вождя и его соратников. Особой проблемой для музея стали продуктовые подарки. Торты портились, бочки с вином рассыхались и текли. В портретах, сделанных из колосьев или риса, заводились насекомые. Но подарки было невозможно ни выбросить, ни списать. Это считалось вредительством. 


В конце колоннады висел огромный ковер с портретом вождя, возле которого любили фотографироваться делегации от компартий зарубежных стран и республик СССР. В одном из медальонов по верхнему краю ковра помещался портрет ближайшего сподвижника Сталина, члена ЦК КПСС Л.П. Берии. В 1953 году Лаврентий Павлович был арестован. Вместе с этим исчез из музея и этот экспонат. 


После смерти Сталина в марте 1953 года был поставлен вопрос о сохранении экспозиции навечно. Однако 10 августа того же года поступил приказ, подписанный министром культуры СССР П.К. Пономаренко. Пункт 2 приказа гласил: «Здание музея закрыть для капитального ремонта».  Работа по передаче экспонатов была окончена 23 сентября 1953 года. Часть вещей, имевших очевидную идеологическую ценность, была передана в музей революции. Подарки из драгоценных металлов перевезли в хранилище Кремля. Экспонаты, имеющие отношение к индустриализации, попали в Политехнический музей. Остальные подарки распределили по провинциальным музеям. Так закончилась эта трагическая для страны и для музея эпоха. 


На круги своя

В 1955 году Пушкинский пополнился картинами из Дрезденской галереи и других европейских музеев. Известные работы Ван Гога «Красные виноградники в Арле» и Пикассо «Девочка на шаре», которые находились у купца Ивана Морозова, были выставлены в музее. Клад Приама, считавшийся утраченным после войны, был вывезен из Германии и лежал в музейных запасниках более полувека. Впервые золото Трои, которое нашел археолог Генрих Шлиман, было представлено для посетителей только в 1996 году.

По инициативе доктора искусствоведения Ильи Зильберштейна и директора музея Ирины Антоновой в 1985 году создается Отдел личных коллекций. Открылась экспозиция спустя девять лет в отдельном здании. С 2005 года помещение находится на Волхонке, 10/5.


ГМИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова


Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков открылась в 2006 году. При музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Находится он в старинной городской усадьбе (Колымажный пер., д. 6/2,3).


С 2013 года Антонова является президентом Музея, а директором стала Марина Девовна Лошак. «Мы - университетский музей, музей разночинный, музей для всех. Мне очень хочется, чтобы у нас не было VIP-зон ни в одном кусочке музея. Поэтому нам нужно как можно больше активности, которую мы делаем вместе с нашими зрителями» (из интервью «Эхо Москвы» 14 декабря 2014).


Сегодня после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге столичный ГМИИ им. А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства. В музей стоит идти, чтобы прикоснуться к античному миру, познать философию Древнего Востока, приблизиться к Европе и Америки.



Виктория Дроздецкая



 

Рекомендуем

Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита»
Владимир Спиваков: «Быть представителем русской культуры - это миссия»
Мстислав Ростропович. Его имя – бессмертно, его музыка - вечна
Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца
Татьяна Лиознова - «Железная леди» отечественного кино
Пути и открытия Редьярда Киплинга
Классика. "Степь" реж. Сергей Бондарчук
«Птица Спасенья» Лидия Вертинская
Роскошь и признание — бренд Ashi
Людмила Петрушевская: кабаре одного автора