Партнеры Живи добром

Жорж Санд: «Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь»


Имя этой французской писательницы сегодня известно по всему миру. Ей восхищались такие мастера слова как Тургенев, Достоевский, Некрасов. Литературные критики Белинский и Чернышевский выделяли ее как союзницу в борьбе за свободу человека.


Монастырь и Руссо 

Настоящее имя писательницы - Аврора Дюдеван, до замужества - Дюпен. 1 июля 1804 года она появилась на свет в Париже в семье потомка герцога Мориса Дюпена и дочери простого птицелова. 


Жорж Санд


Детские годы маленькая Аврора провела в деревне  у бабушки, где она узнала изнутри жизнь местных сельчан. Прекрасная музыкантша, бабушка научила ее игре на клавесине и пению, передала девочке страсть к литературе. Биографы отмечают интересную деталь: девочка с детства носила мужскую одежду, т.к. она была более комфортна для прогулок на лошадях. Она нечасто видела мать и однажды решила устроить побег, но ее планам не было суждено сбыться: о задумке узнала бабушка и отправила внучку в монастырь. 


Во время обучения в католическом институте при монастыре девочка увлеклась книгами. По возвращении в деревню они перечитала всю библиотеку бабушки Дюпен, в числе ее любимых авторов был французский мыслитель Жан-Жак Руссо, труды которого повлияли на  творчество Санд. Вскоре после смерти госпожи Дюпен, в восемнадцатилетнем возрасте она выходит замуж за Казимира Дюдевана. В их семье появляются двое детей, но типичный буржуа Дюдеван оказался не лучшим спутником для молодой девушки, мечтавшей о «любви в духе Руссо». Казимир совершенно не интересовался книгами, музыкой. Его любимым занятием были пиры с местными дворянами, за которыми он предпочитал не замечать приступы меланхолии своей супруги.


После восьми лет совместной жизни Аврора решается переехать в Париж с двумя детьми. Она получает скромный доход, расписывая фарфор. Не имея средств на дамские туалеты, Аврора одевает мужской костюм, который также позволяет ей посещать театр (дамы не могли занимать самые дешевые места). В это же время начинается ее писательская деятельность. 


Начало

Первый роман «Актриса и монахиня» Аврора опубликовала в соавторстве с французом Жюлем Сандо. На обложке книги стояла подпись - Жюль Санд (половина имени Сандо — Sandeau). Произведение было тепло встречено критикой и публикой. Авторам было предложено продолжить совместную творческую деятельность. Аврора создала свою часть, а ее соавтор добавил название. Издатели поставили условие: произведение будет опубликовано с той же фамилией. Тогда писательница выбрала популярное имя Жорж и добавила половину фамилии, в результате получился ее псевдоним – Жорж Санд.


Аврора чаще надевала мужские костюмы, чем вечерние платья, посещала  «неаристократические» места Парижа.  Для ее современников такое поведение было чрезмерно дерзким, и Жорж Санд лишилась своего статуса баронессы. 


Была ли она красавицей? Одни современники описывали ее так:  небольшого роста, с морщинками и большими глазами на желтоватом лице. Другие говорили о ней как об очаровательной девушке с красивыми руками. Впрочем, несмотря на это, ее любовные истории, героями которых стали Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, были такими же обсуждаемыми, как и литературные романы. 


Романтическая любовь Альфреда де Мюссэ, их совместная поездка в Венецию стала одним из самых ярких впечатлений для Санд. Позднее эти моменты отразятся в произведениях и писательницы, и поэта. Но разрыв принесет им немало страданий: непостоянный и импульсивный, Альфред упрекал Аврору в холодности и объявил об уходе. 


Фредерика Шопена Санд встретила на одном из торжественных приемов. В тот момент писательница не произвела впечатления на композитора, но уже вскоре ранимый Шопен без памяти влюбился в женщину, которая имела свободные взгляды, курила сигары и слыла «бессовестной». Шопен стал единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. 


Жорж Санд и Фредерик Шопен


Вместе они отправились на Майорку. Шопен заболел чахоткой, и отношения с капризным композитором стали в тягость для Санд. Она признавалась самой себе, что трудно любить больного. Писательница решает создать роман, в котором под именами героев мы узнаем слабого Шопена и величественную, решительную Аврору. Композитор не хотел разрывать отношения, но конец был неизбежен. 


Через год после расставания раскаявшаяся Жорж Санд встретила Шопена на приеме, но он не сказал ни слова и поспешил выйти из зала. 


Мечты об искусстве, которое служит народу

Первый роман, опубликованный под именем Жорж Санд, «Индиана» ставил перед читателем  «женский вопрос», который превращался в проблему свободы человека. Ее последующие произведения «Валентина», «Лелия» и «Жак» были вдохновлены бунтарским индивидуализмом. Критики ставили писательницу в ряды демократических романтиков.


В это время она поддерживает идеалы сенсимонистов, христианским интересуется социализмом утописта Пьера Леру, взглядами левых республиканцев. В своих произведениях Жорж Санд намеренно проецирует идеи утопических социалистов. В романе «Мопра» мы можем заметить ее осуждение романтического бунтарства, в «Орасе» критике подвергается индивидуализм. 


Ее роман «Консуэло» признан  одним из лучших. Революционер, публицист и критик А. Луначарский писал, это ее произведение – это «выдающийся образчик романтики». В романе мастерски переданы душевные переживания героев, он несет в себе веру в творческие возможности простых людей, рисует мечты об искусстве, которое служит народу. 

В 40-е годы Санд активно участвует в общественной деятельности: помогает в издании социально-утопических, левореспубликанских журналов и газет, поддерживает рабочих поэтов и пропагандирует их творчество. 


Писательница вдохновляется идеями февральской революции 1848 года, но события июня убивают ее утопические иллюзии, и она завершает свою общественную деятельность. 


Жорж Санд


Аврора отправляется в деревню Ноган, где проводит время с внуками. В последние годы жизни она пользуется уважением сельчан, которые называют ее «добрая дама из Ноана».


Умерла писательница 8 июня 1876 года. Узнав об этом, Виктор Гюго напишет: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!».


Некоторые критики и по сей день называют Жорж Санд высокомерной и эпатажной, кто-то восхищается ее смелостью и способностью бросить вызов обществу. Но даже сегодня, перечитывая ее произведения, сложно остаться равнодушным к ее героям и героиням, увлеченным мечтами, к идеям освобождения женщины от власти вековых предрассудков. 



Дарья Аминова



 

Рекомендуем

Сказки раньше и сейчас
К юбилею Сергея Рахманинова. «Франческа да Римини»
Фестиваль сказок в «Москвариуме»
Территории здоровья от мировых брендов
Реквием Дж.Верди к 80-летию Елены Образцовой
Театр Арбузова: величайшие оптимисты
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
Татьяна Доронина. Одаренная талантом и красотой
Кино. Премьера. "Сила воли"
Свобода воли Джона Мильтона