Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»
В последнее время психология становится все более популярной областью знания, и многие люди хотят лучше разобраться в устройстве человеческой психики. Однако сегодня в магазинах можно найти большое количество коммерческой, а то и вовсе любительской литературы, и бывает трудно понять, что же из этого действительно стоит читать. Ситуация осложняется еще и тем, что в науке существует множество направлений: когнитивная, экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и много чего еще. На чем же остановить свой взгляд в этом пестром разнообразии? Одно из передовых течений в психологии на первый взгляд называется весьма заумно - «транзактный анализ», а на деле представляет собой достаточно простую в понимании и логичную методологию, построенную на ряде базовых постулатов. Наиболее известный представитель этого направления — американский психотерапевт Эрик Берн. Именно о его работе «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы» мы решили рассказать вам на этот раз, ведь эта книга - мировой бестселлер, изданный в России в 2004 г. и тут же занявший почетное место на книжных полках всех магазинов страны.
Согласно гипотезе Э. Берна и других скриптоаналитиков, как называют себя адепты этого направления, каждый человек в возрасте до шести лет программируется своими родителями\близкими людьми на выполнение заданных в детстве предписаний, и строит свои отношения с людьми так, чтобы они отыгрывали правильные роли в его жизненном спектакле. Поэтому когда человек, находящийся в заложниках скрипта, говорит «привет», он по сути общается не с собеседником, а с его образом в своей голове, и настроен не на реальность, а на следование по той дороге «судьбы», на которую был наставлен маленьким ребенком. Книга Э.Берна рассказывает о следствиях такого программирования, о том, что люди, даже сами не зная того, идут по пути неудачи, одиночества, бедности, потому что подают окружающим бессознательные сигналы, по которым можно определить «неудачника» или «счастливчика». Так же неосознанно люди «играют в игры», то есть повторяют снова и снова «скриптовые ситуации». Например, служащий компании каждый раз, поднимаясь по карьерное лестнице, на определенном этапе терпит неудачу — это именно то, на что он был запрограммирован своим дядей, когда был мальчиком. Или женщина всегда выбирает в мужья алкоголиков, потому что только такие личные отношения вписываются в ее жизненный сценарий, заданный матерью.
Контроль над всем этим роковым устройством психики осуществляется за счет самой ее структуры, которая, согласно концепции транзактного анализа, состоит из нескольких частей. Эти части условно называются «родитель», «взрослый» и «ребенок» и сами являются сложными образованиями со множеством порой противоречивых черт. Это выражается в том, что человек как бы переключается из одного состояния в другое, незаметно для себя меняя свои мимику, тембр голоса, жесты и лексику в соответствии с ними. Так «родитель» ответственен за самокритику, именно он часто является проводником отцовских или материнских установок. «Ребенок» хранит истинные желания и стремления человека, однако он зачастую может подавляться «родителем». «Взрослый» - это рациональная часть психики, благодаря которой человек может мыслить стратегически. Каждая из трех этих ипостасей может быть активна и развита в разной степени, но вся их деятельность в совокупности становится инструментом реализации скрипта. Какой же выход видит Эрик Берн из ситуации, когда жизненный сценарий толкает человека на то, чтобы оставаться неудовлетворенным и несчастным? Ведь каждый психолог старается привести своего клиента к счастливому исходу. Ответ транзактного анализа — выход из скрипта, который в результате тонкой интуитивной работы специалиста реализуется через так называемое «разрешение». Однако, с позволения читателя, остановимся здесь и, пожалуй, не будем дальше раскрывать все секреты скриптоаналитиков, чтобы сохранить некоторую интригу. Пожалуй, в какой-то степени Э. Берну присуща самоуверенность и категоричность, с которой он отстаивает положение теории транзактного анализа. Автор приводит весьма разумные аргументы, старается опираться на логические схемы, но слепо доверять его выводам, все же, не стоит, особенно учитывая тот факт, что гипотез об устройстве человеческой психики и путей достижения счастья сейчас очень много, и все они заслуживают отдельного внимания. Мария Головина |
Рекомендуем |