Партнеры Живи добром

Эльмира Мухтерем: "Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала"

Считается, что дирижер - исключительно мужская профессия. Мы решили развеять этот миф и встретились с Эльмирой Мухтерем - дирижером Крымского государственного музыкального  академического театра.  Эльмира поделилась своими впечатлениями о работе дирижером, а также рассказала,  как сейчас развивается культура в Крыму.

Вы родились в музыкальной семье?
Нет, в моей семье не было музыкантов. Примерно с 4-5 лет меня тянуло к музыке, и когда я захотела пойти в музыкальную школу, родители не поддержали эту идею, им казалось, что заниматься музыкой не серьезно и в будущем не видели меня музыкантом. Но этот запрет только усилил мое желание, через много слез и уговоров, в конце концов, лед тронулся, и папа купил мне фортепиано. У папы, кстати, отличный слух, похоже, что это передалось генетически.

Потом Вы закончили Донецкую Государственную консерваторию имени С.С. Прокофьева.

Да, сначала училище, затем консерваторию, после окончания учебы сразу переехала в Крым.
Я пошла на прослушивание в Крымский академический музыкальный театр, и меня взяли на работу артисткой хора.

Почему Вы решили переехать именно в Крым?
Бытует мнение: где рожден человек, там и есть его родина. Я родилась в Таджикистане, в городе Душанбе, но своей родиной считаю то место, где были рождены мои предки, а это место именно крымская земля. Естественно, после того, как окончила консерваторию, я переехала в Крым. Мне здесь понравилось сразу, в театре меня прекрасно приняли, и я начала потихоньку продвигаться вверх по карьерной лестнице.

  Эльмира Мухтерем

Волнуетесь перед выходом на сцену?
Конечно! Несмотря на опыт, волнение присутствует всегда, будто ты выходишь на сцену в первый раз. Это переживает каждый артист, но как только ты видишь зрителей и слышишь их аплодисменты, все улетучивается.  

Вы некоторое время являлись единственной женщиной-дирижером в Крыму... 
На этой должности я работаю несколько лет, все это время была единственной женщиной-дирижером в нашем регионе, и вот недавно в симфоническом оркестре Крымской филармонии в Ялте появилась еще одна женщина-дирижер – Яна Анненкова. Есть стереотип, что эта профессия мужская, но когда-то женщина не садилась за руль и не участвовала в парламенте, и еще много примеров.

В наше время можно сломать стереотип, что дирижер – исключительно мужчина?
Думаю, что да, все чаще прихожу к этой мысли. Женщина может принести в эту профессию что-то свое, какую-то женскую мудрость. Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала. Ведь на первый взгляд, нужно быть немного тираном, но это ошибочное мнение, все музыканты очень ранимые люди. Самое главное – это прочувствовать произведение и суметь передать то, что хотел донести до нас композитор, это априори не может быть в каком-то злом состоянии.

  Эльмира Мухтерем

Как проходит Ваш рабочий процесс?
Часто берем классические произведения, оперы и оперетты, очень большой минус, что в Крыму нет оперного театра, зрители голодные по этим произведениям. В последнее время стали ставить мюзиклы. Первым мюзиклом стал «Дубровский» на музыку - Кима Брейтбурга, с которым тесно сотрудничаем, он сейчас живет в Москве, приезжает к нам на премьеры. После «Дубровского» мы поняли, что люди без ума от этого жанра, многие приходят по несколько раз. Второй работой в сотрудничестве с Брейтбургом стал мюзикл «Мост над рекой», премьера состоялась в октябре, билеты были проданы еще за два месяца. Это важная работа, чтобы показать соединение Крыма с Россией, у нашего главного режиссера Владимира Косова даже существует мечта - сыграть этот мюзикл прямо на Керченском мосту в следующем году, если реализуем, это должно войти в историю.

После присоединения Крыма с Россией, появилось больше перспектив в культурном направлении?
Да, начался новый виток в творчестве, с нами начали сотрудничать новые композиторы и сценаристы, больше артистов приезжает на гастроли. Министр культуры Республики Крым - Арина Вадимовна Новосельская помогает, она сделала очень много для нашего театра, нам привезли современную звуковую и световую аппаратуру, был сделан ремонт в помещениях и зрительном зале, помещение театра преобразилось и стало совершенно новым. Хочется, чтобы культура в Крыму еще больше развивалась, построить театры (театр мюзикла, оперный театр), отдельные концертные площадки, но я думаю, что все еще впереди и в этом направлении производится также большая работа министром культуры.

Планируете поехать на гастроли по России?
В прошлом году были в Москве, сейчас гастролируем по Крыму. Конечно, хотим поехать на гастроли по стране, но пока точно ничего не могу сказать. Недавно выступала Полина Гагарина, мы с оркестром аккомпанировали на ее концерте, ей понравилось сотрудничество и даже поступило приглашение поехать и далее с ее гастрольным туром. Также с нами хочет поработать Лариса Долина, все это лестно.

Эльмира Мухтерем

Кроме работы в театре, Вы преподаете в университете.
Да, я преподаю дирижирование и вокал. Преподавательская деятельность тоже своего рода творчество, очень люблю своих студентов.

Выпускникам потом тяжело с трудоустройством?
Что касается нашего театра, на места солистов мы стараемся брать людей с консерваторским образованием, приезжают люди даже из-за границы. Но и у местных ребят тоже всегда есть шанс, настоящий талант чувствуется сразу. Например, был случай, когда на прослушивании нам понравился один парень, оказалось, что у него нет музыкального образования - мы все равно пригласили его работать к нам в театр, это самородок и такое только приветствуется.

Никогда не задумывались, в какой еще сфере хотели бы работать?
Родители хотели, чтобы я работала в медицине. Но, я настолько люблю музыку, что даже не представляю себя в другой сфере, даже моя преподавательская деятельность связана с музыкой. Любой профессии можно научиться, но, тем не менее, каждый должен заниматься своим делом, я считаю, что музыкальный талант все же дается от Бога.

Эльмира Мухтерем   

Что пожелаете нашим читателям?

Мне хочется пожелать, чтобы каждый человек по-настоящему получал удовольствие от всего, что с ним происходит. Здесь можно процитировать фразу: «Есть только миг, за него и держись». Я убеждена, что жизнь нужно прожить так, чтобы в конце не думали о том, что вы что-то не сделали. 

Алена Садырева


 

Рекомендуем

Artem Shumov / FW 2018-2019
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Кино. Премьера. «007:Спектр»
Mercedes-Benz Fasion Week Russia: самые красивые коллекции третьего дня
Монстры на острове («Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вогт-Робертс)
Ия Саввина: счастливая и несчастная
Звезда «Полицейской академии» Стив Гуттенберг
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
Бедный непонятый Василий Кандинский
«Титаник» - плавучий дворец не переживший первый рейс