Партнеры Живи добром

Денис Мацуев: "Когда я играю больше, то лучше себя чувствую"


Этот год объявлен в России годом культуры. Не могу начать наше интервью, не спросив об этом. 

Для меня это определение звучит, конечно, необычно, но в моём случае, каждый день - это год культуры. Тем не менее, сам факт того, что поставлен акцент, очень правильный. Немного, но с каждым днём в культуре есть изменения. То количество мероприятий, которое запланировано в этом году - это уже хорошо. Я считаю, что проведение подобных акций необходимо и важно для нашей страны.


Денис Мацуев


На Ваш взгляд, достаточно ли одного года для возрождения российской культуры?

У меня с прогнозами не очень хорошо. Могу судить только по филармонической деятельности, как своей, так и своих коллег. Ежегодно у меня около 50-60 концертов по всей стране. Если ориентироваться на них, то могу сказать, что все залы переполнены, ожидаются грандиозные фестивали, билетов практически не достать и огромное количество молодёжи в залах. Это очень хорошая тенденция развития культуры в стране. К примеру, ещё 5 лет назад такого не было.


Вы имеете ввиду привлечение молодёжи в регионах?

Да, конечно. В Москве и Санкт-Петербурге можно наблюдать меньше молодёжи на концертах классической музыки.


Большое внимание, в рамках года культуры, будет обращено к развитию региональной культурной деятельности, но в большинстве регионов нет хороших залов и концертных площадок. Как можно развивать культуру, не имея основного?

Всё это не так быстро, как хотелось бы, но если посчитать, то уже есть определённое количество новых залов и новых инструментов, если вновь рассматривать на примере регионов. Можно даже подсчитать, например, Белгород, Омск, Пенза, Красноярск, Новосибирск, Владивосток и многие другие. За 2 года я убедил губернаторов купить около 40 роялей, если быть точным - 46. Это очень проблематично, потому что каждого нужно убедить в том, почему он должен выделить из бюджета 7-8 миллионов на покупку рояля, допустим фирмы «Steinway & Sons». 


Денис Мацуев


Совет по культуре, членом которого Вы являетесь, как-то решает подобные проблемы?

Я как раз сегодня был на заседании Совета. Но нужно понимать, что Совет создан не для того чтобы исполнять, а для того, чтобы советовать. Совет при президенте создан для того, чтобы советовать президенту, при министерстве культуры - советовать министерству культуры. Мы очень часто обращаем внимание исполнительных органов власти на важные и требующие срочного решения проблемы.    


Раз уж мы затронули тему Совета по культуре и важных проблем, хотелось бы узнать, как обстоит ситуация с покупкой имения «Сенар»?

Сегодня как раз вышло интервью В. Р. Мединского, который обеспокоен тем, что из-за затянувшегося процесса покупки имения, наша страна может вообще потерять возможность приобретения имения «Сенар». Сейчас нужно понимать, что такое уникальное достояние, как «Сенар», может уйти с молотка. Уже был найден покупатель, который ждёт финансового решения этого вопроса, главная помеха на данный момент - это внутренние разбирательства между родственниками семьи Рахманинова, это всё решается очень давно. Основная задача на сегодняшний день - оформить сделку юридически. Надеюсь, что имение «Сенар» всё-таки будет принадлежать России. 


Два фонда, фонд Сергея Рахманинова и фонд «Новые имена», под Вашим руководством занимаются поиском талантов по всей России. Вы не могли бы дать оценку и сравнить два периода из Вашей жизни: первый - когда Вы сами были стипендиатом, и второй - сегодняшнее время, когда Вы - руководитель фонда. Количество талантливых детей уменьшилось или увеличилось?

Об этом нельзя говорить в процентном соотношении, но то, что они постоянно появляются – это факт, причем практически в каждом регионе.


Денис Мацуев


Благотворительность в Вашей жизни занимает не последнее место. Хотелось бы узнать, на каком уровне в России сейчас находится благотворительность и меценатство, именно в области классической музыки?

Конечно, есть спонсорская помощь. Ни в одной стране мира культура не выживет без подобной помощи. Безусловно, есть меценаты, но в России людям нужно объяснять важность классической музыки, в большинстве случаев. Например, в Америке благотворительность считается признаком хорошего тона, любой американский оркестр продолжает своё существование только благодаря спонсорскому финансированию. В США нет государственных грантов. 


Как президент фонда «Новые имена», Вы очень часто помогаете юным дарованиям и, соответственно, общаетесь с родителями. Сегодня родители готовы к самопожертвованию ради своих детей, как, к примеру, в своё время поступили Ваши?

Если сравнивать с моими родителями, которые бросили всё, то и сейчас есть такие герои, но их немного. И это – «Герои нашего времени». Вообще, герои нашего времени - это люди, способные положить свою жизнь во имя культуры, это учителя, библиотекари, учителя общеобразовательных и музыкальных школ, врачи и, конечно, те же самые родители, которые понимают, что ради высокой цели и карьеры ребёнка они рискуют своей карьерой, жизнью и т.д. 


Конечно, развитие таланта зависит от готовности его родителей идти на самопожертвование. Нужно понимать, что талант - это штучный товар, а не бесконечный поток. Хотя у нас десятки по-настоящему талантливых детей. Есть родители, которые делают всё для того, чтобы их ребёнок занимался только музыкой по 6 часов в день, и большее его не должно отвлекать. А для развития настоящего музыканта, на мой взгляд, нужно, чтобы ребёнок занимался спортом, ходил в кино и, вообще, был всесторонне развит. Хоть я и считался вундеркиндом в родном Иркутске, у меня было очень счастливое и разностороннее детство: это и футбол, и хоккей, и постоянное общение с друзьями. Я никогда не был абстрагированным гением. Ребёнку не нужно постоянно сидеть за роялем, разучивая гаммы. 


Конечно, есть такие родители, которые считают, что их ребёнок - гений, и не всегда это приводит к успехам. Бывает так, что ребёнок попросту бросает занятия музыкой.


Денис Мацуев


Сегодня воспитание детей изменилось, и занятия музыкой воспринимаются как нечто необязательное и второстепенное. На Ваш взгляд, есть ли решение проблемы?

Во-первых, на сегодняшний день занятия музыкой воспринимают действительно как что-то второстепенное, и, во-вторых, родители не видят в этом плюсов и не понимают, что дети, по окончанию музыкальной школы, даже если не становятся великими музыкантами, то всё равно более развиты, чем их сверстники, которые не занимались музыкой.

В советское время занятия музыкой были традицией и практически в каждой семьи было фортепиано. Сегодня очень сложная ситуация и с простыми школами, в которых музыка стала необязательными предметом. Теперь всё зависит от директоров школ, именно они определяют, будет ли в расписании такой предмет, как музыка, или нет. Если директору школы не нравится музыка, то он может легко заменить её, к примеру, физкультурой.


В общеобразовательных школах не стало хоров. Это трагедия. Практически каждый советский ребёнок пел в хоре, сегодня многие вспоминают это как неотъемлемую часть школьной жизни. Сейчас такое понятие, как хор, постепенно восстанавливается, но для этого нужно приложить очень большие усилия. К примеру, Валерий Гергиев возрождает и развивает хоровое искусство. Ему удалось собрать всероссийский хор, участниками которого стали талантливые ребята со всей России, результаты его работы мы видели на закрытии Олимпиады в Сочи. Это было невероятно.  


Как ни прискорбно это говорить, но в России тема музыкального образования находится в «подвешенном» состоянии, а ведь все музыкальные школы мира берут под копирку систему нашего советского образования. Я не политик, но всегда стараюсь объяснить, что музыкальное образование невозможно с 12 лет.

Сейчас происходит разрушение той старой системы образования, которая была раньше, это может привести к необратимым последствиям. Надеюсь, что я буду услышан на правительственном уровне, потому что неоднократно об этом заявлял. 


Каков сегодня рейтинг классической музыки в России?

Не люблю слово «рейтинг», мне кажется, это что-то из области спорта.Вообще, у нас нет, как такового, определения «рейтинг», и всё очень субъективно. Понятно, что если следовать рейтингу, классическая музыка сейчас не находится на вершине. С другой стороны, могу привести пример из жизни. Однажды я сел в такси, водителем которого был человек, непохожий на постоянного посетителя филармонии, но у него играло радио «Орфей». Он признался, что постоянно слушает это радио и очень любит классическую музыку, что она его расслабляет и отвлекает от проблем. Это ещё раз показывает то, что людям интересна классика, и они умеют отличать великое от пустого.


Я уже не раз упоминал о том, что талантливое и гениальное не есть рейтинговое, но мы к этому стремимся. Например, открытие и закрытие Олимпиады проходило через призму культуры. Я уверен, что классическая музыка будет всегда, в отличие от всего поверхностного. Сейчас у всех есть возможность смотреть телеканал «Культура», который транслируется по всей стране. Это дает всем людям возможность развиваться и познавать новое, действительно важное и нужное. Я понимаю, что концерт Чайковского не будет транслироваться по всем каналам в девять вечера, но я оптимист и надеюсь, что мы придём к тому моменту, когда культура будет невероятно значима для каждого.


Сегодня некоторые родители, которые направляют талантливых детей заниматься музыкой, нацелены на получение финансовой выгоды от выступления своих детей. Верно ли подобное отношение со стороны родителей?

Говоря о классической музыке, понятие финансовой выгоды абсолютно недопустимо. Понимаете, огромные гонорары в классической музыке – это легенда. И если изначально думать только о доходах, то развитие в этом направлении не имеет никакого смысла. Путь классического музыканта нелёгкий. Первые заработки могут начаться только спустя лет десять постоянных гастролей по стране, когда ты вынужден ездить в плацкартных вагонах, жить в не всегда нормальных гостиницах, давать бесплатные выступления в неполных залах. К сожалению, бывают и такие родители. Но, по-моему, это только усложняет и портит жизнь ребёнку. В таком случае, есть вариант: психологически «сломать» и родителей, и детей, потому что дети не всегда смогут осилить подобные психологические нагрузки, а родители - смириться с отсутствием гениальности у своего дитя.


На пресс конференции в Мариинском театре Вы сказали: «…сейчас девочки стали играть мощнее, чем юноши, а в молодых пианистах исчезло мужское начало в игре», однако женщин-пианисток единицы. Не думаете ли Вы, что проблема заключается в понимании композиторов, ведь все гениальные композиторы - мужчины?

Если сравнивать с моим поколением, это музыканты тридцати-тридцати семи лет, то сократился масштаб в исполнении. Точно знаю, что ребята из нового поколения, которым сейчас одиннадцать-двенадцать лет, зададут очень высокий уровень в классической музыке. У нас сейчас хорошая команда, которую мы собрали благодаря двум фестивалям, проведенным в Астане, фестивалю в Киеве и, конечно, это стипендиаты фонда «Новые имена». 


Что касается девушек-пианисток, то об этом говорить достаточно сложно. Это не зависит от понимания композиторов, и есть масса примеров, когда очаровательная маленькая девочка гениально играет Шопена, и всем становится очевидно, что это действительно дар, потому что восьмилетний ребёнок не может понять всю глубину произведения, и такому научить невозможно. Потом девочки взрослеют и влюбляются, кому-то это идёт на пользу, а у кого-то, наоборот, пропадает страсть и музыкальность, что само по себе очень странно. Вообще, великих женщин-пианисток можно сосчитать на пальцах одной руки. Есть очень много хороших пианисток, но гениальных, с феноменальной игрой, единицы. 


Денис Мацуев


В одном из интервью Вы сказали, что Ваши эмоции в игре в разное время сдерживали преподаватели и родители. Думаете, это правильно для исполнителя чувственной и страстной музыки? 

Сдерживать эмоции - само по себе это не очень хорошо, а вот сдерживать темперамент - это иногда бывает полезно! У меня от природы дан захлёстывающий темперамент, и мои родители очень мудрые люди. Они настолько точно понимали, как я должен был играть для постепенного развития. В юношестве, подобное проявление темперамента очень сильно сказывалось на моей игре, что порой доходило до абсурда. К примеру, произведение, которое должно длиться десять минут, я мог сыграть за три. Сейчас темперамент, безусловно, сохранился, но теперь - это часть самоконтроля. На мой взгляд, это хорошо. У каждого музыканта должна проявляться страсть в игре, потому что искусство без страсти невозможно.  


Вы очень часто заявляете о сложности русской публики. Так в чем же, по-Вашему, ее особенность? 

Российская публика отличается от Нью-Йоркской, Лондонской или Парижской, где за один дебют можно сделать себе карьеру. Могу объяснить на примере из собственного опыта: мне шестнадцать лет, и я отправляюсь на гастроли в город «N». Зал заполнен лишь наполовину, отыгрываю концерт с феноменальным успехом, в завершении исполняю десять «бисов», зал встал, все счастливы. Приезжаю на следующий год и, вновь пол-зала, и так несколько лет подряд. Конечно, появляется своя публика, но чтобы она сохранила любовь к тебе надолго, нужно каждый год доказывать значимость качеством игры. Публика, которая слушает классическую музыку, очень долго присматривается к артистам, её можно сравнить с красивой и очень недоступной девушкой, любви которой добиться очень сложно. Но если с российской публикой возникает так называемая «любовь», то это надолго.


Денис Мацуев


Рахманинов перед выступлениями разыгрывался произведениями Баха, а как Денис Мацуев настраивается и готовится концерту?

Да, он часто играл Баха, но когда занимался дома, он не играл произведения, которые уже выучил и которые были в его программах. У него был ряд своих упражнений, связанных со звуком, контактом с инструментом. У меня бывает, что я летел шестнадцать часов и выхожу на сцену без прикосновения к инструменту, конечно, это не очень хорошо для рук, а можно сидеть за роялем несколько дней, готовиться к концерту, выйти на сцену разыгравшись и ничего не произойдёт!


Играя произведение для себя, оно может поменяться в плане восприятия?

Конечно, может. Я играл концерт Рахманинова №3 более трехсот раз и каждый раз выходя на сцену, я воспринимаю его как нечто новое - всё дело в импровизации. Есть, конечно, музыканты, которые исполняют произведение во время концерта точь-в-точь, как делали это на репетиции. С такими музыкантами очень любят играть некоторые дирижеры, потому что они уверены в том, что концерт пройдёт также, как это было на репетиции, и можно не беспокоиться. Но это не про меня!

Со мной любят играть дирижеры, которые любят импровизировать. Это Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Зубин Мета, Марис Янсонс, и многие другие. Это великие импровизаторы, в них погибли великие джазмены. Гениальность таких дирижёров в том, что они могут заранее понимать, что именно ты замыслил и как ты будешь импровизировать.  


У Вас около десятка фестивалей, как в России, так и за рубежом, в которых принимают участие Ваши друзья. А что для Вас заключается в понятии «дружба»?

Для меня - это чувство команды, которое осталось у меня с детства. Эта команда создавалась с детства, и когда мы вместе на сцене, я чувствую такую невероятную силу и мощь. Вот фестиваль «Крещендо» - это команда, в этом году фестиваль отмечает десятилетие. Это невероятно здорово! Наша команда была первой, кто создал такой фестиваль и, если можно так сказать, мы задали моду на фестивали, потому что у некоторых участников уже свои подобные проекты, мастер-классы, фонды и конкурсы. Это здорово! Сегодня, и в регионах, и в Москве, можно наблюдать большое количество таких мероприятий. Говорить об этом нужно как можно больше, но, к сожалению, у нас в стране всё позитивное не является рейтинговым, и это ужасно. К тому же, СМИ поддерживают подобную политику, а я бы показал совершенно другие новости! 


Количество концертов растёт из года в год, при такой колоссальной нагрузке не утрачивается ли качество исполнения? 

Это не зависит от количества концертов. Количество не переходит в качество и наоборот. Можно не играть месяц и всё будет получаться не хуже. Лично мне нужно играть, как можно больше. Когда я играю больше, то лучше себя чувствую. 


Денис Мацуев


По-Вашему, пианист должен иметь свой стиль музыкального выражение? Я имею ввиду интерпретацию. Или это строго классическая игра по нотам?

Конечно! Иногда бывает изменение темпов, каких-то нюансов, заложенных композитором, это можно понять, послушав записи самых великих исполнений тех или иных произведений. Во время исполнения всегда должна появляться собственная интерпретация. Бывало, что я грешил, вкладывая больше своего в интерпретацию и немного изменял темп, длительность, паузы. Для меня, каждый выход на сцену - это импровизация. У меня, конечно, есть в голове план на концерт, но всё основное происходит на сцене. Разумеется, я не изменяю ноты. И если этого нет, то это не музыка, это становится скучно и неправильно.  


Денис Мацуев


Советы читателям от Дениса Мацуева…

Нужно больше импровизировать! Это не так легко, но нужно стараться. И делать то, что хорошо получается. Я уверен, что большинство людей занимаются не своим делом. Понятно, что так происходит не от хорошей жизни или не получается то, что хочется. В этом плане я вдвойне счастливый человек, потому что у меня получается то, что я делаю и это моя работа, хотя я никогда к своему делу не относился как к работе. Это можно охарактеризовать как праздник, от которого я получаю удовольствие.


Секрет успеха от Дениса Мацуева…

Мой секрет успеха - это родители! Вообще, в моём понимании, успех - это успех не мой личный, а успех тех людей, которые меня окружают: родители, друзья и команда.



Катерина Гольтцман



 

Рекомендуем

Библия стиля
Российская национальная библиотека
Реалист и мистик Алексей Толстой
Тамара Семина. Жертвенность в любви и в искусстве
6 причин читать Мопассана
Не золотые купола
Салтыков - Щедрин. Главное оружие – сатира
Станислав Ростоцкий. Энциклопедист советского кино
Искусство трейлера
Интересное об известном