Партнеры Живи добром

"Многослойность". Даниил Шавырин



Давай рассказывай, как ты пришёл к виолончели? Почему выбор пал именно на этот инструмент?

В 4 года родители отдали меня в обычную районную музыкальную школу обучаться игре на скрипке, а в пять лет папа захотел, чтобы я играл на виолончели, и  я пошел в подготовительный класс в Гнесинскую десятилетку при Академии им. Гнесиных. Потом мне рассказывали, что я хотел играть и на виолончели, и на скрипке, поэтому был очень расстроен, когда пришлось выбирать что-то одно. В общем, заниматься музыкой я начал благодаря родителям, мой папа очень хотел, чтобы я стал музыкантом. Интересный факт, что когда я говорю людям о том, что я - музыкант, они не верят до последнего. Видимо, не похож я на музыканта, поэтому многие и удивляются, но меня это никак не смущает. Я никогда не стремился к имиджу классического музыканта, это такая же работа, как и все остальные, не люблю ставить понятие «музыкант» выше остальных. Знаешь, как сказал один мой знакомый: «Есть такая профессия на сцену выходить».


Даниил Шавырин


У тебя семья музыкантов? И поэтому твой путь был предопределён?

Нет. Мои родители, как и большинство людей, выросших в СССР, инженеры рядового звена. Так же, как и многие девочки того времени, мама училась игре на фортепиано, любила петь, но как музыкант она не работала. Отец тоже очень любил музыку, играл на гитаре и пел, но это никогда не было его профессией. Кстати, меня очень огорчает, что наша современная молодежь, мои ровесники, не очень интересуется музыкой, например, мало, кто умеет играть на гитаре, петь, но сейчас не об этом.


То есть ты стал музыкантом по принуждению?

Наверное, можно и так сказать в грубой форме. Я просто всегда воспринимал это как должное, раз сказали, значит надо. Несомненно, мне это нравилось, иначе я бы не продержался так долго (смеется). А ведь у нас вообще не было музыкантов в роду. Большинство музыкантов сталкиваются с периодом, когда хочется бросить все - и музыку, и инструмент,  заняться чем-то другим, но, как ни странно, у меня никогда не возникало такого желания.


Видимо, тебе это очень нравилось, раз ты поступил в Московскую Консерваторию?

Так как я заканчивал ЦМШ при МГК им. П.И.Чайковского, особого выбора не было, нас готовили именно туда, и большинство ребят поступало в Консерваторию, это своего рода конвейер. Но я выбрал не оркестровый факультет, как большинство ребят из Гнесинки и ЦМШ, а факультет исторического и современного исполнительства, сокращенно ФИСИИ. Я изучал музыку от самых истоков до современности, играя музыку на барочной виолончели с жильными струнами и современную всеми возможными способами звукоизвлечения.  


Даниил Шавырин


Как у тебя складывался процесс обучения?

Совершенно по-разному, могу рассказать интересный момент из моей студенческой биографии. Это было на втором или третьем году обучения, я увидел объявление в Консерватории о приглашении участвовать в музыкальном фестивале современной музыки «Ensemble Modern Academy» в Австрийском Инсбруке. Это один из самых известных ансамблей современной музыки, они приезжали пару лет назад в Москву, я ходил на их концерт в Рахманиновский зал консерватории, и было очень приятно, что меня вспомнили. Я подал заявку, прошёл отбор, приехал, и, что меня удивило, я был единственный из России, хотя организаторы фестиваля оплачивали все расходы участникам. К сожалению, у нас еще недостаточно интересуются современной музыкой.  Были ребята из США, Узбекистана и Украины, Японии и даже Австралии. Вернувшись в Москву, мне позвонили из деканата и сообщили, что уже подготовили письмо на имя ректора об исключении за то, что я не сдал физкультуру, конечно, я отметил, что был на фестивале, но это никак не освободило меня от ответственности за физкультуру…


То есть ты хочешь сказать, что в России это норма, когда ты всю жизнь посвящаешь инструменту, а всем всё равно?

Да, в России заниматься музыкой ради музыки это себе в ущерб. Либо ты будешь аскетом, либо ты как-то будешь пытаться этим заработать, но это уже не будет творчеством. В России это скорее ремесло.


Значит ли это, что мы потеряли великую русскую школу?

К сожалению, да, у нас сейчас некому преподавать. У меня во время учёбы в Консерватории, да и не только у меня, было ощущение, что студенты вообще никому не нужны. Для многих ребят, которые много вкладывали, это стало трагедией, они верили своему профессору, а потом заканчивали Консерваторию и из жизни выпадал год. Они просто не представляли, что им делать, потому что были никому не нужны, реальной работы нет, многие годами приходили в себя. То, что я не нужен ни своему профессору, ни Консерватории, ни вообще нашей музыкальной культуре, я осознал ещё до выпуска и спокойно начал работать в оркестре, параллельно делая свои музыкальные проекты. Для меня не было это таким шоком, когда я закончил Консерваторию, а ведь для многих это был настоящий шок, ребята думали, что если сдавать все экзамены и ГОСы на пять с плюсом, то они будут невероятно востребованы. На самом деле просто у меня, наверное, негативное отношение в целом ко всему, что касается системы профессионального обучения, либо же я просто реалист.


Даниил Шавырин


После началась твоя оркестровая жизнь…

Да, до работы в «Виртуозах Москвы» я играл в камерном оркестре «Kremlin», которым руководит Миша Рахлевский. Несомненно, там я получил огромный жизненный и профессиональный опыт, который в один момент подтолкнул меня поменять на время место жительства на Соединенные Штаты Америки. 


В оркестре зарабатывают не очень много, а инструменты стоят достаточно дорого. И как же выживать музыканту?

Это достаточно сложная тема для музыкантов. Стоимость, цена, качество очень субъективны, все выкручиваются, как могут. Но это искусство, бывают же случаи, когда крадут инструменты, и ты становишься заложником ситуации, что делать, если они дорогие и ты не можешь его приобрести, но без инструмента ты и заработать на него можешь. Аренда -  это не самая распространённая тема. Струнные инструменты считаются самыми дорогими в оркестре, но хороший инструмент стоит сравнительно недорого. У струнных нет потолка цен, это как с картинами, идёт субъективная оценка.


У тебя русский инструмент?

Да, это русский мастер Скубенко, он ученик Ярового и сделал мою виолончель в Праге. Я считаю, что у меня один из лучших инструментов по звучанию. Недавно Спиваков спросил, на каком инструменте я играю, и отметил его звучание. Я вообще не сторонник старинных инструментов, они хорошо звучат, на них легче берется звук, но меня больше привлекают современные инструменты, в них чувствуется потенциал. Когда я покупал свой инструмент, сразу влюбился в него, хотя он был совершенно свежим, не игранным, но я разглядел именно тот потенциал звука, на который способен инструмент. 


Даниил Шавырин


Мы затеяли проект «Многослойность», чтобы показать жизнь некоторых оркестрантов вне классической сцены. У тебя свои кавер-проекты и если сравнить два этих направления, то тебе комфортнее в оркестре играть или выступать с кавер-программами? 

Я не рассматриваю это со стороны, комфортнее или не комфортнее. Я не ищу подобного комфорта, если в моей жизни есть виолончель, то нужно стараться получить максимум от возможностей, которые предоставляет тебе эта профессия. Я не пытаюсь перепрыгнуть выше головы, просто ищу пути, где я могу развиваться и чего-то добиться. Если я не солист, я не хочу из себя корчить солиста, я иду несколько другим путем. Вообще, если честно, мне было бы интереснее и комфортнее, если бы я был рок-звездой и играл перед десятитысячной толпой. В старших классах у меня была своя рок-группа и я до сих пор иногда играю на гитаре. Вот это было бы реально круто, но это всё просто мечты. Я просто трезво оцениваю ситуацию, и мне кажется, что в России ты никогда не будешь рок-звездой. Я просто знаю людей, которые пытаются быть рок-звёздами, но у них это получается если не в минус, то в ноль в финансовом плане. Люди вкладывают всё в раскрутку себя, а в итоге у нас работает только поп-сцена, ну и возможно рэп индустрия развивается, только это все вообще отдельная история.


А как же, например, Земфира или БИ-2?

Ну, это старое поколение, конец 90-х, да, у них есть сейчас концерты, но это основано лишь на славе, заработанной тогда. Мы выступали с Cello Rock Project в клубах, ты получаешь долю ощущений того, что ты рок-звезда. Я знаю, что в России нет людей, которые сделают тебя известным с нуля именно в этом направлении. У нас нет хороших продюсеров, которые заинтересованы сделать из человека звезду, никто не будет в тебя вкладывать ничего, а самому это бессмысленно и бесполезно. 


Может проблема в том , что у нас нет хороших агентов?

Агентов вообще нет. Все берут уже более или менее раскрученных людей. Если твоё имя знакомо аудитории не зависимо от уровня таланта, то на тебя будут продаваться билеты, не нужно обладать великим талантом, всё решает раскрутка. Есть много примеров среди людей, которые выигрывали конкурсы, но тоже не у всех шла карьера, хотя, возможно, кому как повезет. У нас не Европа и не Америка, у нас всё устроено немного иначе, я расскажу пример продвижения и продюсирования у нас в стране. Один достаточно известный человек в музыкальных кругах, арт-директор одного большого заведения, предложил мне с проектом 2sounds выступать в роли агента, условно говоря, продавать нас на протяжении года. Мы подумали и согласились на это сотрудничество, но приглашение от него поступило за весь год только на одно мероприятие. За это время у меня были десятки предложений, хотя он человек достаточно известный и реально мог нас предлагать многим организаторам. Видимо, особого желания у него не возникало на протяжении этого года, я просто не понимаю, как так может быть. Поэтому мне нравится заниматься своими проектами лично, в этой сфере ты делаешь продукт, и если он нравится, твой материал покупают. У организаторов мероприятий есть выбор, в этом есть некая прозрачность, без громких заявок и больших афиш, которые пропагандируют крутость исполнителя.


Даниил Шавырин


А с другой стороны, без больших афиш очень сложно продаваться…

Понятное дело, что это разные понятия и чем больше афиш, тем больше ценник. В сфере классической музыки, да и, пожалуй, вообще в музыкальной сфере, большие концертные площадки не берут артистов и проекты без имени. Да возможно арендовать сцену, но напрямую приглашение от них не поступит. Разве это не так? Это по факту замкнутый круг. Ты должен быть на слуху, тебя оценивают не потому, что ты предлагаешь, а по тому, насколько хорошо ты узнаваем. Я могу тебе привести простой пример. Если сейчас я запишу видео, в котором я исполняю сюиту Баха, то это не будет кому-то нужно, это нереально продать. Если я приду на большую концертную площадку с подобным материалом, мне кажется, что на меня посмотрят как на идиота. А в event индустрии и сфере кавер-музыки ты выкладываешь свой материал, и люди после просмотра решают, интересен ли этот формат для их мероприятия или нет, все просто и понятно.


Мы выяснили, что мечты стать рок-звездой останутся всего лишь мечтами, а реальность диктует иные условия, как к ним подстроиться?

В реальности, я спроецировал это, начав играть рок на виолончели, но и то, на это меня подвигли обстоятельства. Мне предложили заработать денег, и я решил попробовать, это было в 2012 году. Сейчас много кто из ребят делает подобное, а тогда всё только начиналось. Наверное, в России тогда еще мало знали о ныне очень известном виолончельном проекте Элтона Джона- 2Cellos, я тоже не знал и, наверное, в России мы были первой московской группой, которая исполняла музыку на виолончелях с барабанами. Я поработал в этом проекте и после начал работать в оркестре Kremlin. Через некоторое время уехал в Америку на полгода, но благополучно вернулся.


У тебя не возникало желания там остаться?

Нет. Во-первых, это был город Хьюстон, где поначалу было прикольно, как будто ты на даче. Чуть позже стало скучно, и я понял, что это не совсем моё. У меня там произошел знаковый случай. Я туда прилетел, и у меня сломалась виолончель, сломалась достаточно серьёзно, то есть, я сидел месяц без инструмента и ждал, когда его отремонтируют. Потом стало понятно, что с профессором мы не сошлись , и появилось осознание того, что в Москве можно сделать намного больше интересного. 


Даниил Шавырин


Разве русские музыканты не востребованы на западе? 

Это миф, который уже не работает нигде. Сейчас люди едут в Европу и возвращаются, там уже никому не нужна наша «великая русская школа». 

По возвращению в Россию ты создал проект 2sounds?

Да, пока я был в Штатах, мне пришла в голову идея создать второй проект, который впоследствии стал называться “2sounds”. Я позвонил другу и сказал, что есть такая идея, готовься, я приеду, и будем делать. К сожалению, мы начали активную работу над этим проектом только через полгода, тогда и сняли наше первое видео. Это был кавер на 30 Second to Mars. Всё делали своими силами, с нуля, я позвал своего знакомого фотографа, нашёл студию с роялем, звук записали дома. Я рассказал своё видение, о том, что было бы круто, если сделать именно так. Все друг друга поняли, сняли, и получилось довольно неплохо. Через месяц на официальной странице facebook -группа 30 Second to Mars выложила наш клип. Я однажды посмотрел, а у видео уже 30 тысяч просмотров, думаю как это возможно!? Потом читаю комментарии, а зрители пишут о том, что ролик выложили на официальной странице группы. Супер!… 



Это всё-таки коммерческий проект?

Изначально, когда я делал первый клип, конечно, была перспектива на коммерцию, но мне просто очень нравились эти песни. Мы скрупулезно работали, прописывали каждую ноту. Я мог писать одну строчку несколько часов, задумываясь над каждой нотой. После этого все вдохновились, а у нас пошли заказы и приглашения. Потом мы сняли второе видео, но оно уже было не от души. Потому что я не очень люблю Майкла Джексона, знаю, что в меня сейчас могу полететь камни от фанатов. Мы понимали, что люди его любят и хотят его слушать, так и было принято решение записать кавер на его песню, и поскольку это уже шло не от души, а от головы, получилось не так классно. Это заметили многие, и я думаю, это сразу чувствуется. Хотя, всё, что касается образов - был полный экспромт, потом нашли студию с разбитым роялем и отсняли.



Как у тебя получается совмещать работу в оркестре и проекты?

Сейчас не получается. Редко, когда есть время играть самому в моих проектах, но у меня есть отличная команда и я очень благодарен парням. 


Как это возможно, если в клипах твоё лицо, а приезжают другие ребята?

Очень просто. Я же говорю, что вы же покупаете проект, а не моё лицо. Ещё у нас есть программа, где мы играем в масках, там вообще не важно, кто скрывается под маской. На самом деле, случайно получается, что предлагают достаточно интересные варианты, то есть не на свадьбе поиграть, а часто бывает, что выступаем на главной сцене. Недавно, компания Porshe пригласила выступить на презентации новой модели.


Ты работаешь с агентствами или всё делаешь сам?

Они меня находят сами, просто звонят агентства по организации мероприятий. Кто-то находит через поисковик, кто-то через facebook, кто-то через сайт, посвященный event-индустрии. Я не сотрудничаю с продюсерскими центрами у нас и так достаточно заказов.


Даниил Шавырин


Если работа над кавер-проектами будет занимать свободное время и отвлекать от работы в оркестре, что ты выберешь? 

На данный момент, работу в оркестре. У меня сейчас выстроилась такая система работы, что меня это особо не отвлекает, проект  работает и развивается. Парни могут играть хоть каждый день, мое личное присутствие необязательно.


А это не затрагивает твои амбиции? Там драйв, а ты в оркестре…

Ну... 2sounds не драйв, вот Cello Rock Project—драйв! Но Cello Rock Project без моего личного участия на сцене не возможен, а 2sounds существует прекрасно. Амбициями нужно управлять!


У тебя ведь за спиной масса конкурсов, но ты не считаешь себя солистом?

Да, это всё было в детстве и тоже не пошло никуда, кроме похвалы. Я знаю некоторых людей, которые загоняют себя подобным мышлением в определённые рамки. Нужно просто четко понимать, кто ты есть на данном этапе и не тешить себя иллюзиями. Не солист ты, ну и что, не трагедия. Развивайся, двигайся вперед, ведь музыка не заканчивается на слове “солист”.
 

Получается, в твоём случае отсутствует фанатизм в профессии?

Фанатизм приведёт к ментальному расстройству. Понятное дело, что когда я играю, то вкладываю душу, а не просто исполняю голые ноты. Я адекватно воспринимаю свою деятельность и свою задачу. Люди, которые играют в оркестрах с амбициями солиста, просто сходят с ума! Кто-то устраивает “сольные” концерты в музеях, анти-кафе и подобных площадках. Это не для меня я прошел все это будучи еще студентом.


Подобные площадки не помогают музыкантам в развитии?

Я думаю, что нет. У меня был опыт, когда пришлось столкнуться с непрофессионализмом организаторов, работающих на подобных площадках. И пропадает всякое желание связываться с этим ещё раз. Отношение такое, будто ты выпрашиваешь деньги, и ещё регулярно требуют выкупать билеты, никак не помогая с рекламой. Это люди, которые считают, что у них есть помещение и ты уже должен перед ними преклоняться. Для них не существует нормальных рыночных отношений. 


Даниил Шавырин


Если не рассматривать частные проекты, а площадки вообще, какие ещё существуют проблемы?

Я много ездил по Америке с предыдущим коллективом, у нас были гастроли два раза в год. Каждая площадка всегда перед концертом предоставляет чай, кофе или какие-то закуски — это обязательно. В России может быть так, что максимум тебе дадут колбасы и два батона хлеба на оркестр, а в некоторых городах периодически не бывает даже чая для оркестрантов. Все это, на мой взгляд, достаточно показательно. Как по мне, то лучше работать на мероприятиях, где всё красиво и отношение организаторов адекватное.


Какая аудитория у твоих проектов? Кто потенциальный слушатель? 

Средний возраст тридцать-сорок лет. Но мы не группа, не продаём билеты, а всего лишь выступаем на специальных мероприятиях, в основном закрытых. Молодёжь не будет тебя звать на корпоративы, она может ходить на твои концерты в клубы. Но я не хочу играть по клубам, там не заработаешь, платят очень мало и условия не всегда хорошие. Я отталкиваюсь от нынешних условий рынка, на данный момент так. 


Что лучше продаётся 2sounds или cello rock project?

Cello Rock Project—это, по сути, тоже каверы, но продаётся лучше 2sounds. Потому, что Cello Rock Project для нашего слушателя - пока ещё немного диковато. 



Кризис влияет на проекты?

Думаю, что нет. Там, где есть место развлечениям, кризис нипочем. 


Как работает твоя система пиара, ведь для рекламы нужны большие деньги?

Я вложил в рекламу минимум. Иногда я сам удивляюсь, как такое возможно.


Просто пошло и всё?

Да, думаю так. Попал в точку просто и все.


То есть, ты больше продюсер, чем виолончелист?

Ну, в этом проекте получается, что да. В первую очередь, я конечно же виолончелист и исполнитель. 


Даниил Шавырин


Мне кажется, что ты проводишь в классике больше времени, чем в кавер-проектах и продюсировании…

Да, во-первых, это моя основная деятельность и все основное время занимает работа в “Виртуозах” у нас много концертов и гастролей. За эти полгода я побывал почти во всех регионах нашей необъятной страны. Продюсирование пока  на втором плане.


У вас не стоит цели перевести это всё в массовый коммерческий продукт?

Нет, пока такой цели у нас не стоит. Иногда спрашивают диски, но это бывает так редко, что я не считаю нужным записывать какие-то диски и продавать. По-моему, музыкальная индустрия, направленная на продажу дисков уже давно умерла, сейчас всё есть в интернете. После кризиса 2009 года, многие пишутся на домашних студиях и продают свою музыку через интернет. Я имею свою прибыль и совсем не хочу рвать на себе рубашку, типа я самый крутой доказывая это обществу. Тем более, 2sounds это не та стезя. То, что мы играем, не является форматом, под который зал будет визжать и прыгать, да и зачем изображать то, что я из себя не представляю... Cello Rock Project - ближе, но сейчас переизбыток подобного продукта, рок на виолончелях играют в каждом переулке.


Даниил Шавырин


Возможно, у вас были идеи выступить на масштабном массовом мероприятии или фестивале?

Честно говоря, не было. Были подобные движения, когда я играл на гитаре в группе в старших классах, но для наших фестивалей и массовых мероприятий это не формат к сожалению. Везде нужен вокал, инструментальную музыку, как самостоятельное направление, не особо воспринимают. Хотя у нее есть потенциал, и я в этом уверен.


Ты сталкиваешься с фразой «не формат»?

Нет, и наверное это потому, что я не пытаюсь себя куда-то впихнуть. 


Остановишься на том, что есть сейчас или планируешь ещё проекты?

У меня есть ещё много идей и старых и новых. Буду стараться реализовывать их.



Даниил Шавырин http://www.daniel-production.com

Интервью Катерина Гольцман

Фото Леонид Леонтьев Ретушь Софья Галицкая

Официальный партнёр проекта "Многослойность"- Riot clothing








 

Рекомендуем

Советский человек огромной души
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Екатерина Максимова. Жизнь во имя танца
Этель Лилиан Войнич: в погоне за революцией
Ошибка выжившего ("Дело Собчака" реж. Вера Кричевская)
XXXIX ММКФ. "Лучший из миров" Адриана Гойгингера
Валентин Катаев. Советский гений
Анни Жирардо. «Казанова в юбке»
Фильм недели. Классика. Чарли Чаплин "Новые времена"
Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони