Партнеры Живи добром

67-й Берлинский кинофестиваль. "О теле и душе", реж. Ильдико Эньеде


"О теле и душе"


Представляет Венгрию на 67-м Берлинале романтическая «комедия» со странностями «О теле и душе (Testről és lélekről). Похоже это на не слишком смешную венгерскую версию «Служебного романа», где действие перенесено на бойню (есть даже момент, где главную героиню учат правильной походке). Так вот на бойню берут нового эксперта по качеству Марию (Александра Борбей). С первых сцен зрителю становится ясно, что Мария не просто очень застенчива, а страдает синдромом Аспергера (почти как Бен Аффлек в «Расплате»). Непросто приходится девушке в коллективе простых будапештских забойщиков скота. Немолодой финансовый директор Эндре с отсохшей левой рукой пытается подружиться с новым сотрудником, и явно к ней не равнодушен. Так начинается служебный роман.

Причем тут душа и тело?  Из-за нарочитого сюжетного хода с пропажей бычьего возбудителя главные герои фильма и зрители узнают, что Эндре и Мария видят один и тот же сон. Эндре во сне видит себя оленем, Марии снится, что она олениха. Величественно и осторожно два оленя бродят по лесу, едят старые листья, пьют воду из небольшого пруда. Все слышали, что якобы наша душа ночью покидает наша тело,  и вот души Марии и Эндре уже нашли друг друга, теперь очередь только за телом. Физические недостатки (инвалидность и старость) и психологическая болезнь встают на пути большой любви.


Александра Борбей на премьере в Берлине


Основной недостаток картины в отсутствие интриги. Да любит она тебя, и он тебя любит, будьте уже вместе. Для полного успеха любви в картине нужна более серьезная опасность. Кажется, что угроза любви исходит от новичка забойщика, мачо и задиры. Но нет, тайна с пропажей бычьего возбудителя быстро раскрывается, и вот Андре уже пожимает руку и идет в пивную со своим как бы соперником. Всем нам знакомо то чувство, когда вам очень нравится кто-то, но так как вы не можете быть 100% уверены во взаимности, то вы не спешите раскрыть свои чувства, то же самое происходит и с другой стороны. Она сказала, что у нее нет телефона. У всех есть телефон, значит, она просто дает мне понять, что не хочет со мной общаться? Я сказала ему, что он красивый, он ничего не ответил, что я делаю не так? Это мило, но для двух часового фильма хотелось бы чего-то еще. Но с другой стороны приятно просто наблюдать за развитием отношений двух необычных влюбленных. В фильме замечательные центральные актерские работы. Александра Борбей не романтизирует тяжелое заболевание, показывая, как тяжело жить без способности распознавать чужие эмоции, но в тоже время ее героиня симпатична и обаятельна, особенно в комичных ситуациях, в которые она попадает из-за особого восприятия мира. А Эндре просто очень  душевный персонаж.

Режиссер довольно прямолинейно раскрывает название. Вот олени мирно бродят по прекрасному заснеженному лесу – это душа. Вот корове на бойне отрезают голову, подвешивают на крюки и разрезают пополам – это тело. Особо впечатлительные зрители некоторое время после этой картины не смогут спокойно смотреть на мясо. Без всякой скромности с экрана нам честно заявляют, что животных действительно убивают, для того чтобы мы могли есть стейки и котлеты. Убивают хладнокровно, и вообще это не очень приятное зрелище.  Видимо, режиссер Ильдико Эньеде вегетарианка, но, тем не менее, сцена разделки коровьей туши выбивается из общего настроения фильма. Другая кровавая сцена картины – одна из самых сильных в картине. Пытаясь покончить жизнь самоубийством, Мария ложится в теплую ванну и вскрывает вены. Но тут раздается звонок – это Эндре. Мария бросается к трубке и, истекая кровью, как ни в чем не бывало, разговаривает с возлюбленным. Только губы дрожат, впервые выдавая волнение героини. Вот тогда-то и прозвучит впервые: «Я тебя очень люблю».

Ильдико Эньеде на съемках картины

Михаил Мосягин


 

Рекомендуем

Иван Айвазовский. Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память
Творческий путь Игоря Бриля
Валентин Гафт: «Кино меня не баловало, да и типаж был не тот»
Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец
Марлон Брандо - «Крестный Отец» кинематографа
Дмитрий Астрахан. Художник, который болеет
Вкус Флоренции
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.
Великая Ульяна Лопаткина
Омар Хайям. Легенды и мифы древнего математика