Партнеры Живи добром

Акира Куросава - "Готов ли ты перейти в мир иной?" - "Нет, ещё нет…"


105 лет назад 23 марта в семье потомственного самурая родился сын – Акира. Родители, в особенности отец, возлагали большие надежды на него, как будущего мужчину - воина, но мальчик не оправдал ожиданий: с раннего детства он увлекся искусством.  В юности некоторое время работал художником, пока ему не улыбнулась удача: в 1936 году он был принят по результатам конкурса на место помощника режиссера Кадзиро Ямомото в компанию «Toxo» (бывш. название «PCL»).  Именно там начинается его творческий путь. Семь лет Акира учится у знаменитейшего Ямомото и начинает заявлять о себе, как о профессионале.  Его «учитель» говорил:


"Когда я ставил фильм "Лошадь", Куросава всё ещё числился моим ассистентом, но настолько вырос, что, по сути дела, был моим "вторым я". Все начали осознавать меру его таланта. О нём заговорили, суля прекрасное будущее". 


Акира Куросава


Как же правдивы оказались слова Ямомото. Кто бы мог подумать, что в дальнейшем Акира Куросава станет одним из самых блистательных и значимых кинорежиссеров за всю историю! За свою творческую деятельность (57 лет) он снял 31 потрясающий фильм. И в каждом зритель увидит собственный Взгляд автора, его Свободу и Душу. 


В 1943 году, в возрасте 33-х лет, Куросава создает свое первое творение – «Легенда о дзюдо» или же «Сугата Сансиро». Акира воодушевился романом Цунео Томита с одноименным названием. История повествует о жизни одного молодого паренька из деревни, который не только познал философию учения дзюдо, но и добился огромного успеха. Взявшись за столь необычный материал, начинающий режиссер создал превосходный фильм, который способен мотивировать любого на преодоление жизненных трудностей. 


Талант Куросавы расцветал с каждым новым фильмом – все больше зрителей, больше успеха, больше славы. В этой статье я хочу познакомить читателя с великим режиссером сквозь призму его работ. Мне кажется, что таким образом можно лучше понять этого человека, ведь все творения Куросавы – зеркало его души.


«РАСЁМОН»

Ложь ведёт к истине


Этот фильм был снят в 1950 годы. Зрителя переносят в древнюю Японию. Произошла трагедия: неизвестный убил мужчину, при этом изнасиловав его жену. Четверо свидетелей по-разному видят это событие. Распутывая клубок загадок, зритель понимает, что каждая история дополняет предыдущую, открывая новые факты и детали. Однако какая же версия является истинной, если все претендуют быть наиболее правдивыми?


фильм «РАСЁМОН»


«Расёмон» является одним из фильмов, полностью определяющих всё творчество режиссера. Если попробовать описать эту картину несколькими словами, то получится следующее: разочарование, человеческая глупость, низменность, красота, сострадание, желание изменить мир. Весь этот спектр эмоций будет со зрителем еще долго после просмотра. По словам Шкловского, «фильм пронизан символами и особым стихотворным ритмом, поэтому повествование приобретает поэтическую форму, что служит средством отстранения и остранения". Именно после экранизации «Расёмона» Акира Куросава получает мировую известность.


«ИДИОТ»

«Японец, проникающий в русскую душу…»


В 1951 году после оглушительного успеха режиссер решил экранизировать шедевр мировой литературы «Идиот», написанный великим русским классиком Ф.М. Достоевским. Он был одним из любимых писателей Куросавы и однажды режиссер признался:


Куросава-фильм "Идиот"


"Разумеется, мне далеко до Достоевского, но он до сих пор мой самый любимый писатель, и я думаю, что никто так честно не писал о жизни. Пожалуй, для меня нет писателя более доброго и великодушного. Он кажется ужасно субъективным, но когда дочитываешь его роман, обнаруживаешь, что объективнее писателя нет".


Интересно то, что действие фильма перенесено на Хоккайдо – один из японских островов. К сожалению, многие, в особенности русские зрители, считали, что Куросаве не удастся показать всю глубину русской души и переживаний, затронутых писателем в книге. Но после просмотра все сомнения были развеяны, так как Акира Куросава мастерски справился с поставленной целью. Он очень хорошо понимал Достоевского, все его мысли были близки режиссеру, и даже идейной концепцией фильма стала фраза Федора Михайловича: "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».


«ДЕРСУ УЗАЛА»

«Люди в лес ходить, зверей стрелять, а нам кушать нечего!»


Прошло много лет, фильмы Куросавы стремительно набирали популярность. В 1973 году японец начал сотрудничество с советским писателем Юрием Нагибиным. Так был написан сценарий к фильму «Дерсу Узала». 


Фильм «Дерсу Узала»


Эта картина повествует об увлекательных приключениях русского писателя и ученого В.Арсеньева. По сюжету, путешествуя, он сталкивается со своей противоположностью: Дерсу Узала, таежным охотником, «лесным человеком». Зритель видит на экране пример самой настоящей и искренней дружбы! Мы сразу же привязываемся к героям, постепенно узнавая о трагическом прошлом Дерсу, и нам начинает казаться, что он – последний, кто может направить человечество на верный путь. 


Но не только сюжет хорош в этом фильме. Тот, кто уже видел его, не перестает удивляться, с какой любовью показана природа Сибири. Совершенно невозможно себе представить, что эту картину снимал японец. Всё-таки это еще раз подтверждение тому, насколько тонко Куросава чувствовал Русскую душу и умел донести это до зрителя. 


«СНЫ АКИРЫ КУРОСАВЫ»

Сон – это наша вторая реальность.


Этот фильм - одно из последних произведений режиссера. Мне кажется, что его можно назвать Гимном Жизни. Как и всегда, сюжет очень необычен: зрителю показаны 8 новелл, абсолютно не связанных между собой. Единственная ниточка между ними – они все являются «сновидениями» режиссера. Старец Акира Куросава создал во многом автобиографичную картину: в своих снах он путешествует во времени, посещает родной дом детства, «гнет руками пространство». 


Фильм "Сны Акиры Куросавы"


Произведение построено на иллюзии. Зритель перестает понимать, где реальность, а где сон – и это тоже мастерски показывает нам автор. Мне кажется, что для детального понимания одного просмотра явно мало. С каждым разом вы будете замечать все больше деталей, и делать новые выводы, глубже проникая в душу автора.


Зрелый мастер демонстрирует нам свое видение смысла жизни человека. По многочисленным отзывам ясно, что фильм «оставляет неизгладимое впечатление» и обязательно должен находиться в списке художественных картин, обязательных к просмотру.

«ЕЩЁ НЕТ»

"Готов ли ты перейти в мир иной?"

-Нет,ещё нет..."


Картина «Еще нет» является последним в творчестве великого режиссера – он снял его в 1993 году за несколько лет до смерти. Зная об этом, при просмотре фильма, в главном герое – бывшем учителе – узнаешь самого автора. События охватывают 15 лет жизни, и за это время мы видим, как происходит его старение прямо на наших глазах. Но за этот значительный промежуток привычки старца ничуть не изменились – в конце фильма он все еще в окружении своих любимых учеников, которые не бросают старого преподавателя, а поддерживают его, помогают преодолевать жизненные неудачи и каждый год устраивают академику праздник «Ещё нет»  в честь дня рождения. Мир претерпевает перемены, идут войны, но чтобы не происходило — не изменится только одно: 

- Готов? — спросите вы.
- Ещё нет, — ответит он.


Акуро Куросава и Федерико Феллини


Фильм повествует о нравственной ответственности и связи поколений. Последнее произведение Акиры Куросавы учит нас не терять душевной чистоты и подталкивает задуматься о том, что со временем люди очень часто забывают про это; перестают видеть красоту и прелесть жизни, уже не ощущают удивительность этого мира. Поэтому в отличие от профессора, души таких людей закрыты для гармонии и спокойствия. Именно об этом последний фильм великого человека, кинорежиссера и сценариста Акиры Куросавы. 


Через несколько лет, а именно 6 сентября 1998 года, его не стало. Не стало человека, так много  сделавшего при жизни и так много оставившего для будущих поколений на многие века вперёд. Его фильмы навсегда останутся в наших сердцах, и на вопрос «Умер ли Куросава?» мы улыбнемся и ответим: «Ещё нет!». 



Евгения Фалькович



 

Рекомендуем

В Петербурге звучит "Морская симфония Ивана Айвазовского"
Крепкая психика («ЗОЖ», реж. Магнус фон Хорн)
Николай Карамзин: «Где нет любви, нет и души»
Лиз Клайборн - изменившая стиль работающих женщин
Марлен Хуциев. Кино без толики фальши
Вальтер Запашный и его питомцы
Три российских сериала, за которые не стыдно
Гений «дивного карандаша» – Джордж Доу
«Портрет Дориана Грея» в Театре на Юго-Западе
«Центральный Багдад»: новый взгляд на войну в Ираке