Партнеры Живи добром

Роботизированное материнство ("Дитя робота" реж. Грант Спьютор)


"Дитя робота". Фото предоставлены прокатчиком.


Будущее. Люди вымерли. Об этом свидетельствует пробуждение Матери – робота, который должен восстановить человеческую популяцию на Земле после апокалипсиса. Мать (в оригинале ее озвучила Роуз Бирн) обитает в бункере. Она достанет один из тысяч эмбрионов, заботливо припасенных создателями бункера заранее, и начнет свою нехитрую деятельность. Матери нужно не просто создать много-много детишек, она делает ставку на воспитание. Ее Дочь (Клара Ругаард) растет без общения с себе подобными. Весь ее мир ограничен стенами бункера, записями старых ток-шоу и общением с Мамой – уж она-то знает, как надо и как правильно. Дочке остается только соответствовать требованиям Матери и мучаться от одиночества, надеясь, что Мама когда-нибудь создаст еще одного человека. Однажды в дверь бункера постучали. На пороге стояла женщина (Хилари Суонк). Живая. Из плоти и крови. Она утверждает, что в мире есть и другие люди, а роботов, подобных Матери, брезгливо называет «бульдозерами».

«Дитя робота» доверили дебютанту в полном метре Гранту Спьютору. Он взялся за работу над фильмом о взаимоотношениях матери и дочери и человека и искусственного интеллекта. И та и другая темы неисчерпаемы и в то же время довольно хорошо представлены в кинематографе. Не один фильм был посвящен тому, что мамы могут слишком сильно перегибать палку в воспитании дочек (из лучших побуждений, конечно). Даже недавний гость российского проката «В объятиях лжи» с Изабель Юппер в роли обезумевшей мамаши-пианистки не обошел эту тему стороной и всласть поиздевался над родительницей-диктатором. В фильме Спьютора метафора беспощадного материнства считывается на раз-два-три. Без особого погружения в психологию и смакования чужих страданий «Дитя робота» передает психологический дискомфорт ребенка, любящего родителей, но уже порядком уставшего от гиперопеки и мечтающего обрести хоть каплю свободы.

Относительно искусственного интеллекта фильм застыл в полушаге от «Превосходства» Уолли Пфистера и «Ex Machina» Алекса Гарленда. В первом разошедшийся не на шутку Artificial Intelligent взялся преобразовывать Землю в лучший мир. Во втором человек пытался выяснить, способен ли AI любить. «Дитя робота» подводят сюжетные твисты. Сами по себе они любопытны, но осуществляет все неожиданные повороты в судьбе Дочери, Матери и женщины режиссер-дебютант суетливо. Подготовка к ним ему дается гораздо лучше. AI в фильме не дают разгуляться на полную, ослабляя его мощь ускорившимся к финалу темпу. А жаль, «Дитя робота» в целом очень любопытный мыслительный эксперимент, в котором затрагиваются извечные вопросы «что такое человек?» и «что такое человечность?», украшенные присутствием разума, отличного от человеческого. Спьютор как раз и упускает возможность вдоволь насладиться этим различием, заострить и проблематизировать его, отпустить тормоза и нырнуть с головой в упоительное море фантазий о том, что будет, если робот станет для человека единственным источником морали и человек обживает мир-бункер, контролируемый искусственным интеллектом. Фильм, конечно, затрагивает все озвученные выше проблемы сосуществования человека и AI, но словно сдерживает себя и делает лишь набросок головокружительного погружения в мир, где робот воспитывает человека.


"Дитя робота". Фото предоставлены прокатчиком.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
Закрытие VI ежегодного фестиваля духовной музыки
Дневники Георгия Эфрона. Трагическая судьба гениального мальчика
Linda Farrow – эпоха экспрессии
Франссуа Ларошфуко: как охотники за славой приходят к философии
XI фестиваль VIVACELLO
4 экскурсии по выставкам Фестиваля фотографии Cеверных стран