Партнеры Живи добром

Роботизированное материнство ("Дитя робота" реж. Грант Спьютор)


"Дитя робота". Фото предоставлены прокатчиком.


Будущее. Люди вымерли. Об этом свидетельствует пробуждение Матери – робота, который должен восстановить человеческую популяцию на Земле после апокалипсиса. Мать (в оригинале ее озвучила Роуз Бирн) обитает в бункере. Она достанет один из тысяч эмбрионов, заботливо припасенных создателями бункера заранее, и начнет свою нехитрую деятельность. Матери нужно не просто создать много-много детишек, она делает ставку на воспитание. Ее Дочь (Клара Ругаард) растет без общения с себе подобными. Весь ее мир ограничен стенами бункера, записями старых ток-шоу и общением с Мамой – уж она-то знает, как надо и как правильно. Дочке остается только соответствовать требованиям Матери и мучаться от одиночества, надеясь, что Мама когда-нибудь создаст еще одного человека. Однажды в дверь бункера постучали. На пороге стояла женщина (Хилари Суонк). Живая. Из плоти и крови. Она утверждает, что в мире есть и другие люди, а роботов, подобных Матери, брезгливо называет «бульдозерами».

«Дитя робота» доверили дебютанту в полном метре Гранту Спьютору. Он взялся за работу над фильмом о взаимоотношениях матери и дочери и человека и искусственного интеллекта. И та и другая темы неисчерпаемы и в то же время довольно хорошо представлены в кинематографе. Не один фильм был посвящен тому, что мамы могут слишком сильно перегибать палку в воспитании дочек (из лучших побуждений, конечно). Даже недавний гость российского проката «В объятиях лжи» с Изабель Юппер в роли обезумевшей мамаши-пианистки не обошел эту тему стороной и всласть поиздевался над родительницей-диктатором. В фильме Спьютора метафора беспощадного материнства считывается на раз-два-три. Без особого погружения в психологию и смакования чужих страданий «Дитя робота» передает психологический дискомфорт ребенка, любящего родителей, но уже порядком уставшего от гиперопеки и мечтающего обрести хоть каплю свободы.

Относительно искусственного интеллекта фильм застыл в полушаге от «Превосходства» Уолли Пфистера и «Ex Machina» Алекса Гарленда. В первом разошедшийся не на шутку Artificial Intelligent взялся преобразовывать Землю в лучший мир. Во втором человек пытался выяснить, способен ли AI любить. «Дитя робота» подводят сюжетные твисты. Сами по себе они любопытны, но осуществляет все неожиданные повороты в судьбе Дочери, Матери и женщины режиссер-дебютант суетливо. Подготовка к ним ему дается гораздо лучше. AI в фильме не дают разгуляться на полную, ослабляя его мощь ускорившимся к финалу темпу. А жаль, «Дитя робота» в целом очень любопытный мыслительный эксперимент, в котором затрагиваются извечные вопросы «что такое человек?» и «что такое человечность?», украшенные присутствием разума, отличного от человеческого. Спьютор как раз и упускает возможность вдоволь насладиться этим различием, заострить и проблематизировать его, отпустить тормоза и нырнуть с головой в упоительное море фантазий о том, что будет, если робот станет для человека единственным источником морали и человек обживает мир-бункер, контролируемый искусственным интеллектом. Фильм, конечно, затрагивает все озвученные выше проблемы сосуществования человека и AI, но словно сдерживает себя и делает лишь набросок головокружительного погружения в мир, где робот воспитывает человека.


"Дитя робота". Фото предоставлены прокатчиком.


Елена Громова



 

Рекомендуем

«Speranza Couture» / FW 18/19
Королевство Большого театра
Кино. Классика. "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" В. Бортко
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ СЕЗОН MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA
Не один в поле («ЛЕГО Фильм: Бэтмен», реж. Крис МакКей)
Трансцендентализм Ральфа Эмерсона
Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра
Ретроспективный кинокалендарь: Чем порадовал 2018 год?
Благотворительный фонд «Галчонок» в гостях у «Современника»!
Объединённые эстетикой цвета