Партнеры Живи добром

Александр Столпер. Душой среди огня


Александр Борисович утверждал, что снимать можно только по сценариям, близким по душе, или тем, которые пишешь сам. Этого утверждения он придерживался весьма строго. 

Говорят, что в молодости Столпер выступал в цирке. Уже к 20-ти годам он немало успел – работал грузчиком, корреспондентом, театральным режиссером, играл в волейбол за сборную Москвы, учился в знаменитой школе Льва Кулешова, а потом на актерском факультете в мастерской Пролеткульта. В цирке спортивный Столпер работал нижним, держащим на себе пирамиду. В 1927 Столпера приняли в сценарную мастерскую в студию “Межрабпомфильм”. Тогда будущая “Путевка в жизнь” начиналась как получасовой культурный фильм по книге “Коммуна и НКВД”. Поначалу Столпер писал сценарий один, а затем к его работе подключились товарищи по сценарной мастерской Николай Экк и Регина Янушкевич. Материал оказался потрясающе интересным. Столпер впоследствии вспоминал, что в фильме не было ни одной сцены, не основанной на настоящих фактах.

Александр Столпер

В дальнейшем Столпер, Экк и Енушкевич продолжили сотрудничество на съемке. Экк стал режиссером первого советского звукового фильма, Александр Борисович – его ассистентом, а Янушкевич сыграла роль матери главного героя. Тогда технологии звука не позволяли ни монтажа, ни перезаписи, поэтому запись велась на один микрофон, а если в кадре звучала музыка – оркестр сидел тут же в павильоне. Звук выступал не аттракционом, а мощным выразительным средством. “Путевка в жизнь” пользовался оглушительным успехом у зрителей. На первом Венецианском фестивале картина получила приз за лучшую режиссуру. Экк занялся цветным кино – в 1936 снял первый советский цветной фильм, затем пережил арест и ссылку. В этот момент Столпер стал работать в кино самостоятельно. 

Часто пишут, что в 1938 Александр Борисович окончил ВГИК. На самом деле именно тогда ВГИК решили превратить в академию для работников кино, а Столпер, уже поставивший два фильма, стал ее слушателем. Повысив свою квалификацию под руководством Эйзенштейна, он начал работу над фильмом “Закон жизни”, по сценарию Андрея Авдеенко. Идея фильма была, на первый взгляд, очевидна и проста – мерзавцу не место на партийной должности. 7 августа 1940 года фильм выходит на экраны, собирая полные залы, появляются первые положительные рецензии, но утром 16 августа Авдеенко видит, как снимают афишу с рекламных щитов. Столперу, отдыхавшему тогда на юге, передали о неприятной статье, появившемся в газете “Правда”. Статья – приговор была озаглавлена “Фальшивый фильм” и написана самим Сталиным. Фильм сразу запретили, а в ЦК состоялось собрание, на котором Сталин выступил с длинной речью, где обвинил создателей фильма в клевете на советскую молодежь и пропаганде половой распущенности. Основной удар обрушился на Авдеенко, Столпера не задело – вождь сослался на то, что режиссерская работа только в том, чтобы снимать написанное. Настоящая же причина запрета фильма отчетливо видна – в первоначальном варианте сценария секретарь комсомола не только разлагался морально, но еще и был связан с врагами народа, в чем был намек на недавно арестованного секретаря ЦК комсомола Косарева. Но так было в сценарии, а в фильме о врагах народа не осталось намека, а главный герой виделся просто циничным мерзавцем, оказавшемся на теплом месте в партийной иерархии. Так вышло, что Столпер в своем стремлении передать характеры людей и их взаимодействие, перешел  черту, покусившись на власть. Авдеенко, исключенный из партии и лишенный квартиры, вместе с Ивановым и Столпером ожидал самого худшего. Но им повезло...

В 1942 Столпер знакомится с Константином Симоновым во время работы над фильмом “Парень из нашего города”. Над сценарием следующей картины “Жди меня”, они работали уже вдвоем. 

Александр Столпер

Симонов называл фильм “валерианой” – шла война, фильм должен был сохранить хоть какую-нибудь надежду. Чтобы снять “Живые и мертвые”, Столпер ездил на фронт – прочувствовать атмосферу войны, которая пропитывала людей и их характеры. Он сумел мастерски передать тот психотип людей, которые выигрывали войну. Музыка в фильме полностью отсутствовала, что помогло детально сконцентрироваться на героях картины, проникнуться их духом. “Живые и мертвые” - это не просто успех… люди в молчании выходили из зала. Фильм потрясал горькой и страшной правдой об отступлении войск в 1941 и об их причине. Тогда же фильм получил замечание о том, что не стоит расстраивать зрителя и делать фильм об отступлениях. Но Столпер ответил, что фильм не о том, почему наши войска отступали в начале войны, а о том, почему они в этой войне победили. Эта работа получила немало наград и восторженных отзывов, но короткое время оттепели подошло к концу.

Александр Столпер

Вторая серия фильма, снимающаяся по роману Симонова “Солдатами не рождаются”, шла трудно из-за ужесточенной цензуры. При всем своем мастерстве, Столперу не удалось спасти первоначальную идею картины – все, что было связано с репрессиями, влиявшими на поражения русских войск, было изъято, а многие персонажи урезаны. Картина стала обычной военной драмой, кое-как скрепленной дикторским текстом. Симонов отказался идти на премьеру “Возмездия” и попросил убрать упоминание своего романа из титров. После этого Александр Борисович не снимал 5 лет…

Следующий фильм Столпера “Четвертый” по сценарию Симонова был чужд для режиссера – декларативный текст, условные персонажи и выдуманные ситуации. То, что сделало “Живые и мертвые” лучшей картиной давно и прочно находилось под запретом. Своих учеников он направлял в русло человеческой души, подальше от политики, которая преследовала любую отрасль советской жизни. Помимо ограничений власти, перед режиссером появлялись и ограничения, которую диктовала старость. Но сам он придерживался выдержки отстаивания себя и своей идеи, чему учил и молодое поколение. Потому и сегодня, при просмотре его фильмов возникает не тот осадок жесткой власти, а простое, но благородное чувство внимания и любви к человеку.


Екатерина Фарлейн


 

Рекомендуем

Новый альбом Гвен Стефани
Американская киноакадемия: наука фильма
67-й Берлинский Кинофестиваль. "Ужин", реж. Орен Муверман
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Совсем скоро в Театре оперетты. Мюзикл «Анна Каренина»
Заведенные жизнью. Премьера спектакля «Заводной апельсин» в Театре Наций
Виль Липатов. Неоправданно забытый
Судьбоносные случайности Дмитрия Харатьяна
В Россию с любовью («Игры шпионов», реж. Доминик Кук)
Театр на экране: Что посмотреть в декабре?