Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина
Борис Валентинович Дуров, родившийся 12 марта 1937г. в Славянске, не сразу пришел в кино. Он закончил Казанское суворовское училище и Рижское инженерно-авиационное училище, но в связи с его расформированием о карьере военного пришлось забыть. Так, в 30 лет Дуров поступил во ВГИК в мастерскую Якова Сегеля и закончил его в 1967г.
Этот год был одним из самых важных в жизни режиссера: именно тогда он дебютировал с картиной «Вертикаль», в которой сыграли Лариса Лужина и Владимир Высоцкий. Вместе со Станиславом Говорухиным Дуров приехал в Одессу снимать короткометражку «Морские рассказы» для диплома. Там им случайно встретился директор Одесской киностудии, у которого «горел» сценарий. Молодые люди с радостью взялись за работу, переписали никчемный, по их мнению, сценарий и сменили название с «Мы одержимые» на «Вертикаль».
Правда, новый сценарий был не лучше старого. Тогда родилась идея построить фильм на песнях, а соответственно выбор актера на главную роль пал на Владимира Высоцкого, чьи песни тогда были на пике популярности. Съемки «Вертикали», проходившие в горах Кабардино-Балкарии, были запоминающимся эпизодом для многих членов съемочной группы.
Станислав Говорухин рассказывал: «Фильм «Вертикаль» был моей и Бори Дурова дипломной работой. Сколько воды с тех пор утекло, а будто каждый съемочный день помню…» И, действительно, было, что вспомнить. Высоцкий, душа компании, постоянно играл на гитаре, проверяя на слушателях- альпинистах новые песни. Они были убеждены, что Высоцкий опытный скалолаз, хотя на самом деле бард впервые увидел горы незадолго до съемок.
«- Мы три недели тренировались, лазили, жили на леднике... Я видел там настоящую мужскую дружбу, которая может быть только у Ремарка в «Трех товарищах» и вот в горах у альпинистов - больше нигде», - делился Высоцкий.
После съемок «Вертикали» Дуров работал преимущественно на киностудии им. Горького. В 1979г. вышел первый «русский боевик» «Пираты XX века». Картина стала лидером проката в 1980г., несмотря на то, что тогда же «крутили» легендарные «Москва слезам не верит» и «Экипаж». Дуров хотел показать в фильме «настоящего русского мужика», который может спасти и корабль, и любимую женщину. Чтобы фильм появился на экранах, пришлось не мало «побороться» с Цензурным комитетом. Режиссер отстоял и опиум для фармацевтической промышленности, который должны были вести корабли, и сцены с каратэ, которое было запрещено в СССР.
Картины Дурова отличаются разнообразием жанров. Так, в 1982г. появилась мелодрама «Не могу сказать «прощай», а в 1990г. мистический триллер «Чёрная магия, или Свидание с дьяволом».
В 2000г. Дуров был удостоен звания Заслуженного деятеля искусства Российской Федерации. К сожалению, после смерти (режиссер умер 5 апреля 2007г.) он не так известен.
Возможно, киноработы затмили самого Мастера. Дуров оставил свой след в искусстве не только как сценарист и режиссер, но и как «пророк». Еще в начале 80-х он предрекал: «Слишком обилен «выбор» эстрадных кумиров, поющих фальцетом, эксцентричных и ломких, насаждающих у молодежи вкусы и привычки не самого мужественного характера.
Слишком часто наш экран оказывается перенаселенным эдакими рафинированными, сосредоточенно исследующими собственные слабости мужчинами, не способными к действию, беззащитными и физически, и морально. Слишком много появляется сегодня, так сказать, «квартирных» фильмов. А человек, особенно молодой, нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убежденность, трудолюбие и мужество».
Рита Бережная
|
Рекомендуем |