Партнеры Живи добром

Бумер на тропе войны («Асоциальная сеть», реж. Тиллер Расселл)


В 2011 году Росс Ульбрихт 26 лет от роду создал торговую площадку Silk Road. В отличие от Amazon и других прославленных сайтов, «шелковый путь» Ульбрихта специализировался на запрещенной продукции: наркотики, со временем – оружие и прочие незаконные товары. Секрет успеха – даркнет и оплата биткоинами.

Режиссер и сценарист Тиллер Расселл покопался в биографии Ульбрихта, взял за основу статью Дэвида Кушнера в USA Today и позволил разгуляться фантазии. Особенно повезло агенту ФБР Рику Боудену (Джейсон Кларк). Кинодел его придумал. Личности реальных агентов, занимавшихся делом Ульбрихта, не светили.

«Асоциальная сеть» на удивление мало интересуется наркотиками и сбытом оружия. Внимание Расселла приковано к отношениям бумеров и миллениалов. Противостояние Боудена и киноверсии Ульбрихта (Ник Робинсон) – основной нерв фильма.

Симпатии режиссера легко считываются. Он сочувствует копу и даже дал ему имя своего отца и фамилию друга. На стороне агента опыт, готовность пожертвовать собой ради благого дела. Более того, позднее знакомство с компьютером и интернетом – козырь в руках возрастного полицейского: его незамыленный взгляд видит то, что ускользает от IT-гениев.

Самое важное – ФБРовец 50+ уже не нужен системе, в которой так уютно себя чувствовал, и ему некуда девать энергию. Трагический герой, но не положительный.


«Асоциальная сеть». Источник: «Capella Film»


«Асоциальная сеть» в принципе обходится без положительных персонажей. Ульбрихту свойственно эго с небоскреб, такое же гигантское Я и у босса Боудена (Уилл Ропп) – ровесника интернет-преступника. И это не единственный минус миллениалов в фильме.

Их практически всех изображают как оторванных от жизни. Они трусливы и импульсивны, не понимают, куда идут, что и зачем делают, не могут предвидеть последствия поступков и тратят таланты в лучшем случае понапрасну – печальный приговор для целого поколения.

Нападки бумера на миллениала в 2021 не столь привычное явление. Сейчас гораздо чаще обсуждается различие в мировосприятии и стиле жизни бумеров и зумеров. Судьбы главных героев можно рассматривать как предостережение нынешним двадцатилетним. «Асоциальная сеть» не возлагает уже никаких надежд ни на бумеров, ни на миллениалов и отказывает им в будущем, но в зумеров все-таки верит.

У Боудена есть дочка (Лекси Рабе), которая попадает по возрасту в поколение Z. В 2011-2013, когда происходят события фильма, она еще совсем ребенок. Конечно, соблазнительно сказать, что эта героиня присутствует только функционально. Милая кроха, нуждающаяся в отцовской заботе, – простой прием, чтобы объяснить мотивацию персонажа. Но мораль в фильме читается именно для нее, а в контексте конфликта поколений, значит, и для других зумеров. К тому же в отношения папы-бумера и дитя-Z прокрадывается динамика. Боудену потребовалось время, чтобы понять: девочка не обязана копировать отца.


«Асоциальная сеть». Источник: «Capella Film»


Опус о поколениях Расселл представил в виде жанрового гибрида. Видно, что он старался, даже с монтажом поэкспериментировал: иногда склейки имитируют подвисший компьютер – надо ж как-то напоминать, что главные герои запутались в сетях. История начинается в духе проектов Аарона Соркина – Ульбрихт речитативом говорит о наболевшем. С появлением в кадре Боудена «Асоциальная сеть» склоняется к дешевым детективам. Переписка главных героев в чате даркнета играет в психологический триллер. Что-то подобное провернул Оливье Ассаяс в «Персональном покупателе». Однако старание не всегда признак мастерства: Расселл не Соркин и не Ассаяс, как режиссеру ему не хватает ловкости, живости и наглости коллег.

«Асоциальная сеть» в кино с 11 марта.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Это наш район ("Притяжение" реж. Ф. Бондарчук)
Позвольте вами восхищаться!
По зову океана ("Моана" реж. Рон Клементс, Джон Маскер)
Выставка «Государева стража»
Новогодняя сказка. «Малые Корелы»
Выставка Светланы Мазулевской «Формула любви»
Поэзия — это штука личная. Интервью с Андреем Орловским
Искусство сна
Роберт Браунинг и его «интроспективная драма»
Литературная планета Норы Галь