Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»
Почти год на сцене театра «Студия театрального искусства» с успехом идет спектакль по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник». Выбор материала для постановки не случаен, ведь в последние годы творчество и биография Сергея Донатовича вызывают огромный интерес у публики. Чем так интересна повесть «Заповедник»? Тем, что в ней показана подлинная жизнь самого писателя, его мысли, чувства, глубокие переживания в суровых реалиях советской действительности. Герой повести – Борис, живой думающий человек, оказавшийся заложником тоталитарной советской системы. В эпоху душевного кризиса писатель приезжает поработать экскурсоводом в Пушкинские Горы (места, связанные с жизнью и деятельностью великого поэта) и занимается осмыслением своей писательской жизни сквозь призму жизни и творчества А.С.Пушкина. Режиссер одноименной постановки – Сергей Васильевич Женовач. Сергей Васильевич является основателем и руководителем театра «Студия театрального искусства», заслуженным деятелем искусств РФ, а с 23 марта 2018 года и руководителем МХТ имени А.П. Чехова.
В своей режиссерской работе «Заповедник» основной акцент Женовач делает на монологи главного героя и трогательное воспроизведение актерами стихов Пушкина, которого режиссер представляет в качестве соавтора спектакля. Личность великого поэта осмысливается главным героем на протяжении всего спектакля, давая серьезную пищу для размышления о творчестве и гениальности в целом. Действие на сцене не подчинено сугубо тексту: режиссер умело меняет последовательность событий, принадлежность реплик определенным героям. Все это не меняет сути произведения – она остается неизменна. Главный герой в исполнении Сергея Качанова с первой минуты держит зал. В его образе та самая довлатовская грусть и ирония, которой проникнуто произведение. Героем поднимается множество вопросов: о любви и браке, о тяжелом алкоголизме русского народа, о творчестве и гениальности. Как уже было сказано, главный герой Борис, размышляя о Пушкине, пытается разобраться и в своей жизни. В противовес однобокому пониманию личности Александра Сергеевича со стороны окружающих его дам, герой приходит к выводу, что гениальность великого поэта превыше добра и зла, она не подчиняется штампам и не может быть предметом идолопоклонства. В качестве иллюстрации его слов в конце спектакля, словно елочные шарики, появляются множество посмертных масок Пушкина, имеющих, как и медаль из фразеологизма, две стороны.
Такой необычайный эффект создан главным художником театра Александром Боровским. В спектакле в принципе задействовано минимум декораций: мостик, ведущий к заросшему пруду, и перекинутый над ним, пересекающий его арочный мост. В отдалении висит посмертная маска Пушкина. Все просто и лаконично. Слова здесь очень органично вписываются в пространство, а пространство как бы свидетельствует о непростом пути творческого человека, оказавшегося на перепутье. Стоит отметить блестящее музыкальное сопровождение постановки. В спектакле звучат романсы М. Глинки, А. Алябьева, И. Шварца; оркестр Рэя Кониффа и песни Фрэнка Синатры. Особого внимания заслуживают вокальные партии женской части актерского состава, сочетающие в исполнении глубокий профессионализм с невероятной девичьей трогательностью. «Заповедник» в интерпретации театра «Студия театрального искусства» оставляет неизгладимое впечатление. В постановке поднимается множество острых вопросов, но делается это деликатно и тонко. Таким образом, создается огромный простор для художественной трактовки спектакля и осмысления творчества Сергея Довлатова.
Анна Некрасова
|
Рекомендуем |