Партнеры Живи добром

О, счастливчик, Лелуш!


Известный французский кинорежиссер Клод Лелуш несмотря на возраст остается юным авантюристом, любвеобильным романтиком и похитителем женских сердец. В его кинематографическом арсенале статуэтки Каннского фестиваля, недосягаемого Оскара и других кинопремий. За свою жизнь Лелуш был женат четырежды. И четырежды разведен. У него семеро детей и множество внуков. 30 октября Клоду Лелушу исполняется 78 лет. Он заявляет, что жить надо сегодняшним днем и обязательно двигаться вперед.

Клод Лилуш

Детство маленького Клода пришлось на годы Второй мировой войны. Он родился в Париже в 1937 году. Отец, Симон Лелуш, еврей из Алжира, мама француженка Шарлотта, католичка, отказавшаяся ради мужа от своей веры в пользу иудаизма. В начале войны семья Лелуш была вынуждена покинуть Париж. Но через некоторое время мама Клода поставила мужа перед фактом ее отъезда в Ниццу, заявив, что это по-прежнему безопасно. Не обращая внимания на разумные доводы, категорический протест супруга и приближающиеся немецкие войска к территории Франции, она купила билет для себя и любознательного Клода. Погостив некоторое время у родной сестры и навестив всех родственников в Ницце, Шарлотта с сыном собрались выезжать обратно в Алжир. К этому моменту территорию оккупировали немецкие войска и выезд не только из страны или города, но возможность добраться даже до вокзала, были весьма осложнены из-за еврейского происхождения в том числе. Пока Шарлотта Лелуш искала способы вернуться с сыном в Алжир, она оставляла Клода в кинотеатре, где он проводил время под присмотром билетерш. Просматривая один фильм за другим, он постепенно влюблялся в мир кино. Так несчастье помогло определить всю дальнейшую жизнь Клода. Тем временем, ради спасения семьи, Симон Лелуш, записался в действующую французскую армию, которая вместе с американскими войсками, вошла во Францию с освободительной целью. В Марселе произошло триумфальное воссоединение семьи.

Клод Лелуш никогда не отличался хорошими оценками и поведением в школе: он бесконечно прогуливал, переходил из одного учебного заведения в другое и думал только о кино. Отец поставил ультиматум: или хорошие выпускные отметки, или новенькая камера и полное отсутствие материальной поддержки. Конечно, Клод совсем не приложил усилий, тем самым приблизившись к своей мечте – снимать кино.

1лод Лилуш

Первые работы Клода Лелуша – это множественные корометражки. Он снимал различные ролики, которые не принимал ни один телеканал, но надежды не терял. Денег катастрофически не хватало, Лелуш утопал в долгах. Один из телевизионных каналов Канады предлагал снять сенсационный репортаж за 10000 долларов о закрытой за «железным занавесом» стране – СССР; юный энтузиаст, как только ему выдали визу, прихватил друга Пьера Кафьяна и незамедлительно вылетел в «неведомую» страну. Чтобы не лишиться на границе камеры, Лелуш предусмотрительно разобрал ее на части, разложив по отдельности, и собрал уже в номере гостиницы. На протяжении нескольких недель Лелуш снимал, скрывая камеру под пальто: улицы, достопримечательности Москвы и главное – Мавзолей. Счастливый случай помог ему оказаться на киностудии «Мосфильм», где проходила работа над фильмом «Летят журавли». Лелуш успел заснять съемочный процесс, кадры которого вошли в его собственный сюжет. Знакомство с советским режиссером Михаилом Калатозовым только подогрело интерес к этой профессии. «Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером», - говорит Лелуш. Вернувшись на родину, он в восхищении от фильма «Летят журавли» звонит генеральному директору Каннского кинофестиваля, с которым даже не знаком, и настаивает на просмотре советской ленты. Фильм отберут для показа, и в 1958 году он получит Золотую пальмовую ветвь. «Советская» корометражка Лелуша под названием «Когда занавес поднимается» получает премию в Канаде и награду в 10000 долларов. На эти деньги он создал 13 марта 1960 года кинофирму «Фильмы 13» и без промедлений снял корометражный фильм «Человеческая сущность». Картина оказалась провальной во всех смыслах. Французское издание о кино «Les Cahiers du cinéma» напечатало свой однозначный приговор: «Клод Лелуш… Хорошенько запомните это имя. Больше вы не услышите его никогда». Критика в адрес режиссера часто была нестерпимо жестока, но заставляла не останавливаться и наращивать свой профессионализм.

На вершину признания и успеха Лелушу помог взобраться кинофильм «Мужчина и женщина», при создании которого он выступил сценаристом, режиссером и оператором. Сюжет возник в его голове спонтанно, как будто его продиктовали неведомые силы свыше. Он придумывал, записывал и не мог остановиться. При знакомстве с идеей Лелуша, продюсеры готовы были драться за право обладание картиной. Фильм «Мужчина и женщина» вышел в 1966 году и был удостоен Золотой пальмовой ветви и нескольких «Оскаров».

Сюжетом к фильму «Жить, чтобы жить» Лелушу послужила личная ситуация. А точнее «любовный квадрат», в углах которого находились он и три разные женщины: гражданская жена Жанин Маньян, беременная Кристин Маньян, неожиданная влюбленность в Анни Жирардо. Фильм с успехом прошел в прокате.

Клод Лилуш

Всего в фильмографии Клода Лелуша насчитывается порядка 50 кинокартин документального и художественного характера. Он является не только режиссером своих работ, но также пишет сценарии, проделывает операторскую работу, является продюсером.

Клод Лелуш неутомимый трудоголик и явный фанат своего дела. Он весьма философски относится к жизни; говорит, что счастлив от того, что просыпается, здоров, может любить и работать. Его источником вдохновения всегда были женщины, а творчество завязано на любви.


Яна Чернявская




 

Рекомендуем

Следствие по телу
Наталья Гундарева: Непростая судьба простой женщины
"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан
Барбара Стэнвик. Танец на удачу
Царскосельская скульптура освобождается от «теплой одежды»
Судьбоносные случайности Дмитрия Харатьяна
Страшно счастливые («Убийство священного оленя» реж. Йоргос Лантимос)
Анонс. Comic Con Russia 2016
Валерий Соловей. Лекция "В начале эпохи перемен"
Непокорности имя - Татьяна Окуневская