Испорченные каникулы («Человек-Паук: Вдали от дома» реж. Джон Уоттс)Тень Тони Старка (о, устаревший спойлер!), пожертвовавшего собой ради спасения остальных в финальных «Мстителях», наверное, будет ещё какое-то время грозно нависать над каждым следующим сольным фильмом из киновселенной Marvel. Но основное бремя этой потери всецело достается Питеру Паркеру в новом «Человеке-Пауке», и груз ответственности, лежащей теперь на его юношеских плечах, тяжел как никогда, так как Тони решил назначить его своим преемником. Переживанию гибели Железного человека и её неожиданным последствиям и посвящен фильм, начинающийся с восхитительно остроумного музыкального видео в память о супергероях, погибших в неравной схватке с Таносом.
Потеряв образцового наставника и учителя («миллиардера, плейбоя, филантропа», но довольно), Спайдермэн остается без надлежащего присмотра, и так и хочется написать «пускается во все тяжкие». Но нет – вместо этого он решает отдохнуть и отправляется с классом на каникулы в Европу. И, конечно же, в лучших традициях бондианы (в очевидных отсылках к которой признается режиссёр фильма), как только герой решает сделать небольшой перерыв в спасении мира, всё летит к чертям. Точнее, черти в виде разрушительных монстров четырех стихий Элементалов сами прилетают в нашу Вселенную из другого измерения, принося с собой невиданные разрушения в самых разных точках планеты. Короче, Питеру против его желания даже на каникулах снова приходится надевать свой супергеройский костюм (и даже не один, а несколько, один круче другого). Но не все так просто. По следам монстров идет воскресший после пятилетнего небытия (помним о щелчке Таноса!) и потерявший контроль над защитой Земли бывший глава организации Щ.И.Т. Ник Фьюри (бессменный Сэмюэл Л. Джексон). А также загадочный Мистерио в клубах зелёного дыма, что-то среднее между Доктором Стрэнджем, Тором и Железным Человеком, стереотипно сыгранный вообще-то хорошим и разноплановым драматическим актером Джейком Джилленхоллом. Но это, как говорится, издержки жанра; актерам в фильмах про супергероев обычно приходится довольствоваться ограниченным набором эмоций. Ник Фьюри (надо сказать, не без труда) и выходит на Питера, предлагая ему объединить усилия с Мистерио для уничтожения разрушителей. Так как остальные супергерои вообще непонятно где и по большей части недоступны – им просто-напросто не дозвонишься.
Самое время сменить тон. После эпического, исполинского и во многих смыслах итогового мегаблокбастера, исполненного вселенской серьезности, спасение только в юморе. Остроумных шуток и прибауток в фильме столько, что на пресс-показе зал почти каждые несколько минут взрывался хохотом и аплодисментами. Оставлен только самый минимум необходимого пафоса и шаблонных фраз о выборе, принятии судьбы и ответственности за судьбу человечества. Ник Фьюри, обращаясь к Питеру, многозначительно цитирует что-то подозрительно похожее на Шекспира, а потом тут же перебивает сам себя: «Тони говорил, если цитата не из звездных Войн, ты не поймешь». Примерно так и происходит весь фильм, пафос сбивают всеми возможными средствами. А верный оруженосец Хэппи (режиссёр «Железного человека» Джон Фавро) недвусмысленно заигрывает с тетей Мэй (Мариса Томей) и вообще, видимо, скоро совсем породнится с Питером.
Однако если ты супергерой, то совсем от серьезности тебе не уйти, как ни старайся. Всё равно спасать мир больше некому. Скидок нет даже если тебе всего шестнадцать, и сильнее всего хочется встречаться с девушкой, которая нравится (новая симпатичная и обаятельная Мэри-Джейн – кумир подростков, певица и актриса Зендая, молчаливая мрачная одноклассница из первого фильма). Питер, страдающий от недостатка внимания и агонии неразделенной любви, весь фильм комично строит планы идеального свидания с ЭмДжей, на котором наконец-то признается ей в своих чувствах. Самые романтические и открыточные места Европы, в которые заносит фильм, ему в помощь – тут и Венеция, и Прага, и Лондон. Правда почти сразу после того как школьная группа во главе с абсолютно бестолковым учителем оказывается там, появляются свирепые монстры-разрушители, и от идиллических уголков Старого Света не остается почти ничего.
Но монстры монстрами, а любому супергеройскому фильму нужен злодей. Здесь им неожиданно оказывается тот, на кого могут подумать только истинные знатоки комиксов или самые догадливые и внимательные зрители. Злодей выдает себя за другого и (скажем так чтобы не портить эффект внезапности) входит в ближайшее окружение Ника Фьюри. И так же, как и его невиданное высокотехнологичное оружие, он косвенно опять же связан с Тони Старком, который, как выясняется, его и породил. Не говоря больше ничего лишнего, отметим только, что его злодейские методы и сфера интересов имеют много общего с Экранотираном из второй «Суперсемейки». Новый злодей в некоторые моменты обеспечивает фильм крайне изобретательными спецэффектами и экшн-сценами, хотя сильно проигрывает в мотивации и уступает в обаянии харизматичному Стервятнику в исполнении Майкла Китона из предыдущего фильма. В целом, можно с уверенностью сказать, что «Вдали от Дома» – это отличное и более чем достойное продолжение первой части, которое вполне заслуживает внимания и в качестве самостоятельного фильма. И его почти без смысловых потерь могут смотреть те, кто вдруг не видел предыдущие фильмы про Мстителей. Ну и конечно, главная удача кастинга обновленной франшизы о Человеке-Пауке – это Том Холланд, который очень старается, чтобы всё было как следует: и актерская игра, и трюки, и шутки, и поцелуи. И такое ощущение, что он заражает своей молодостью, задором и драйвом весь фильм и его создателей. Пусть Питер Паркер как Питер Пэн никогда не повзрослеет! Пусть фильмы о нем так и останутся для нас главной отдушиной легкости и смеха в супергеройской вселенной Marvel. И обязательно дождитесь сцен после титров. Там не без юмора и не без остроумного камео произойдет нечто такое, после чего судьба Человека-Паука уже никогда не будет прежней. «Добродушному соседу» в родном Нью-Йорке теперь придется несладко. Хочешь не хочешь, а вернувшись домой после таких каникул, придется повзрослеть. "Человек-паук: Вдали от дома" в прокате с 4 июля.
Иван Цуркан
|
Рекомендуем |