Партнеры Живи добром

Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)


"Меч короля Артура"


Утер Пендрагон (Эрик Бана) могуществен и благороден. С Экскалибуром в руках он способен разрешить исход масштабнейшего сражения при участии злого мага и гигантских слонов. Его власти и, видимо, славе со всенародной любовью завидует брат Вортигерн (Джуд Лоу). Не боясь осквернить душу и запачкать руки кровью невинных, он обратится за помощью к сиренам, и Утеру придет конец. Но маленький сын погибшего короля будет спасен. Почти как Моисея, воды реки, связующей Камелот и Лондиниум, уберегут ребенка от жаждущего короны дяди.

Гай Ричи лихо живописует свою версию британской легенды и не особо стремится следовать канону. Мерлин в его фильме только упоминается. Артур же воспитывается в борделе и получает тумаки от старших товарищей. Но повзрослевший и натренированный, как первоклассный рестлер, наследник престола уже совсем не похож на мальчика для битья. Он снискал уважение местных, стрижет бороду викингу, не заплатившему воспитавшей Артура женщине за услуги, и хранит в тайниках монеты. Много монет… По ночам грозу улиц Лондиниума мучают кошмары, но о своем происхождении молодой человек забыл.

Вспомнить о корнях и стать настоящем королем, о котором в народе ходят легенды, ему поможет нервный Вортигерн, разыскивающий племянника, верные друзья с района, компания сопротивленцев, волшебница под кодовым именем «маг» (Астрид Берже-Фрисбе) и Экскалибур, с ошеломительной энергией которого Артуру (Чарли Ханнэм) придется помучиться.

Гая Ричи легко упрекнуть в излишней вольности в обращении с известным сюжетом, но пусть этим занимается кто-то более зависимый от британского фольклора: кинематографу дозволительно создавать свои миры и не калькировать до бесконечности одно и то же. Но, помимо вольной интерпретации легенды, есть в фильме несколько странных ходов. Волшебница, помогающая Артуру, у Ричи оказывается настолько могущественной, что не совсем понятно, почему же она сама не расправится с Вортигерном в заключительном сражении. Возможность для этого девушке, управляющей силой природы, птицами, змеями и прочей живностью, явно была предоставлена, но она смиренно предпочла стоять в стороне, наблюдая за протеже и отдав все лавры ему. Работа над созданием доблестного короля «мага» интересует больше, чем жизни несчастных подданных Вортигерна и сам братоубивец. Могущая ясновидящая с упоением занимается перевоспитанием дворовой шпаны с добрым сердцем и в годах, не чураясь запрещенных методов а-ля отправка в опасные Темные земли, чтобы истинный король нашел общий язык с Экскалибуром и перестал сопротивляться прошлому, компульсивно вторгающемуся в настоящее. Да и участь сирен, приложивших щупальца к свержению Утера, в «Мече короля Артура» осталась за кадром.

Но «спорные решения» искупаются драйвом и смелой картинкой. Погони и Дэвид Бекхэм, сирены, похожие на внебрачное чадо русалки и гигантского осьминога, громадная змея, задорно шипящая с экрана, и стаффорды, уже сами по себе эффектные создания, – все это в фильме о персонаже из средневековых легенд выглядит вызывающе и современно броско. Работа Ричи также пример того, каким концентрированным и наглым может быть монтаж. И так понятно, что Артур подружится с мечом и станет королем. Другое дело – каким будет этот путь. У Ричи он соткан из навязчивых флэшбеков, становящихся со временем все более ясными, вносящими в уже известную историю трогательные нюансы. Плюс взросление Артура, его длительное путешествие в Темные земли в поисках себя режиссер старательно режет и миксует, не сбиваясь в скучные и длинные разговоры о том, как тяжела жизнь королевского отпрыска в бегах, а предоставляя мясистый видеоряд с сочным музыкальным сопровождением.

Прочтение Ричи средневековой легенды отдает душком его же видения Шерлока и любовью к подворотням и их обитателям, оно получилось энергичным и насыщенным. Много раз пересказанная история местами приобретает вид то бодренького рекламного блока о видеоигре, то мощнейшего музыкального клипа, разбавляя диалоги и посмеиваясь над клише о взрослении и обретении подлинного я.


"Меч короля Артура"


Елена Громова



 

Рекомендуем

«Арфа. Лето» в Малом зале филармонии им. М.И. Глинки в Санкт-Петербурге
Рецепт лучшего фильма: «Побег из Шоушенка»
«Настоящий балет» Юрия Григоровича
Георгий Граубин. Жизнь замечательных детей
ММКФ 2020: память, гендер и ПТСР
Гламур с налетом Шекспира («Офелия» реж. Клер МакКарти)
Неиссякаемая энергия Джейн Фонды
Джордж Байрон: «Нет места мне на жизненных пирах»
Charlie Puth - Voicenotes
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День червёртый