Партнеры Живи добром

Федерико Феллини и его дети-фильмы


Один из величайших режиссеров Италии, всемирно признанный гений, Федерико Феллини родился в тихом провинциальном городке на море – Римини. Его родители были людьми практичными, обеспокоенными тем, как бы прокормить семью, где помимо старшего Федерико вскоре появились еще два малыша – мальчика назвали Риккардо, а девочку Мария Маддалена.


Старший сын хоть и не разочаровывал школьными успехами, но все же иногда вел себя из рук вон плохо – выдумывал несуществующие истории, рассказывал друзьям и знакомым байки, которые никогда не происходили. Занятиям предпочитал изготовление ярких масок и театральных костюмов, которые потом становились реквизитом для шумных игр. 


Одним из белых пятен биографии Феллини стал бродячий цирк, который приезжал в Римини. По одной из версий, мальчишка был так покорен представлением, что сбежал из семьи на несколько дней, намереваясь присоединиться к труппе. Правда, другие источники утверждают, что Феллини никуда не сбегал, хотя, безусловно, был восхищен цирковым искусством. 


Федерико Феллини

 

Будущий мэтр рос человеком нестандартным, довлеющим к представлениям, софитам и буффонаде, а потому не удивительно, что в возрасте 17 лет он уехал в шумную, многолюдную Флоренцию, где постигал азы профессии репортера и рисовал карикатуры, зарабатывая на жизнь. 


Через год он уже жил в крошечной меблированной комнатке неподалеку от вокзала в Риме. Рядом с ним проживали китайские торгаши, «ночные бабочки» и отпетые воры, однако Феллини, похоже, не волновало такое неблагоприятное соседство – он наслаждался молодостью, рисовал для газет и журналов, пробовал писать рекламу, тексты для радиопостановок…Именно последние оказываются столь удачны, что Феллини предлагают заняться их экранизацией. Волею судьбы, одной из исполнительниц главных ролей становится хорошенькая, едва двадцатилетняя актриса Джульетта Мазине.


Знал ли Феллини, творя простенькие и забавные истории из жизни выдуманных героев Чико и Полины, что этот незамысловатый сценарий принесет ему судьбоносное знакомство с будущей женой, которая проживет с ним всю жизнь и уйдет из неё через пять месяцев после своего великого мужа?


Федерико Феллини и жена.jpg


1943 год. В Европе бушует Вторая Мировая. А в жизни Феллини развернулась собственная драма – его молодая жена, находясь на первых месяцах беременности, падает с лестницы и теряет ребенка. В 1945-м, незадолго до капитуляции Германии у четы Феллини рождается сын, однако он умирает не прожив и двух недель. Легендарная супружеская пара останется бездетной на всю жизнь, а её глава будет называть отпрысками собственные фильмы.


Первый грандиозный успех Феллини принес фильм «Рим, открытый город», снятый в соавторстве с Роберто Росселлини. Начало эпохального творческого пути было положено в жанре неореализма. 


Федерико Феллини


В фильме «Белый шейх», снятом в 1952 году чувствуется тема цирка, словно бы Феллини вспомнил о том, как мальчишкой мечтал присоединиться к труппе. Надо сказать, что публика приняла ленту не слишком благосклонно, зато последующие картины «Любовь в городе» и «Маменькины сынки» были оценены очень высоко. Последняя даже получила номинацию на «Оскара» благодаря оригинальному сценарию.


Однако бесспорное восхождение на Олимп киноискусства случилось в 1954-м году,  когда на экраны вышло творение Феллини «Дорога». Мэтр так много вложил в эту ленту, что после завершения работы долго страдал от мощнейшего творческого кризиса, который сам позже назвал «Чернобылем души». Номинации на многие премии, коммерческий успех и рукоплескания публики  мотивировали режиссера на продолжение творчества.


В 1957-м году выходит фильм «Ночи Кабирии», где главную роль сыграла супруга Феллини, Джульетта Мазина. А уже в 1960-м мир узнает о силе истинного гения, которая явилась в картине «Сладкая жизнь».


Скандальная, поначалу запрещенная церковью и правительством, искренняя и откровенная кинопритча вошла в анналы истории мирового кинематографа и позволила говорить о Феллини как о величайшем таланте. Примечательно, что первоначально картина была расценена публикой как оскорбление, а на премьере в одном из итальянских городов кто-то из зрителей даже плюнул Феллини в лицо и посулил ему лишение итальянского гражданства. 


Федерико Феллини


В последующих фильмах Федерико Феллини удавалось занять все новые позиции мастерства – так, например, знаменитые «Восемь с половиной недель» принесли режиссеру «Оскара». Актер Марчелло Мастроянни, прославившийся еще в «Сладкой жизни», здесь вновь проявил невероятный талант и чуткую, беспокойную игру, став настоящей жемчужиной фильма. 


Огромную роль в творчестве мэтра сыграл Рим – чего стоит «Рим Феллини», снятый в  1969-м году. Картина получилась светлой, полной жизни, впечатлений, праздника – словом, точно такой же как и сам Вечный город. Родина Феллини, город Римини тоже удостоился отдельного упоминания на экране, он появился в киноленте «Амаркорд» которая стала своеобразным возвращением к детству, к истокам, к юному, восторженному самому себе.  


После равнодушно принятого «Казановы Федерико Феллини», режиссер всего за 16 дней снял «Репетицию оркестра». Эта картина снята в духе излюбленного приема Феллини – неявной, вроде бы простой, но в то же время глубокой притчи. Впоследствии режиссеру удалось поставить еще 4 фильма, в том числе «Город женщин», «И корабль плывет…». Его последней работой стали «Голоса луны», рассказывающие о том, как видит мир психически нездоровый человек. 


30 октября 1993-го года, Джульетта Мазина и Федерико Феллини собирались праздновать Золотую свадьбу в кругу самых близких родственников и друзей. К тому моменту сама Джульетта сильно страдала от неизлечимой болезни, рака легких. 


Федерико Феллини.jpg


15-го октября Феллини госпитализировали в больницу с диагнозом инсульт, а 31-го октября, ровно через пятьдесят лет и еще один день после того, как он женился на любви всей своей жизни, прекрасной Джульетте, Федерико скончался. Траурный кортеж с телом режиссера провожали громкими аплодисментами. 


Великий итальянский режиссер, новатор и творческий смельчак Федерико Феллини похоронен в фамильном склепе, в провинциальном городке на море – Римини.



Виктория Козлова



 

Рекомендуем

Нурдаль Григ. Всю мою юность и силу требуй на подвиг, страна.
Романтика во время коммунизма. Константин Паустовский
Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»
IVANOVA / FW 18/19
Неповторимая блондинка Ким Бейсингер
Благородная миссия: почему важны коллекционеры
Женщина-туман: Мари-Мадлен де Лафайет
Том Хэнкс. Дон-Кихот по-американски
«Лес, ведьма и горящий шкаф» на сцене театра им. Н. Сац
О’Генри «Дары волхвов»