Партнеры Живи добром

Роберт Пенн Уоррен. Литература «южного возрождения»


Роберт Уоррен получил Пулитцеровскую премию — престижная награду США в области искусства. Для её получения нужно приложить, мягко говоря, немалые усилия. А вот Уоррен стал лауреатом дважды. Восхищение вызывает тот факт, что наградили американского писателя и за прозаическое произведение, и за поэтический сборник. Такого рода прорыв удалось совершить только ему — американскому титану мысли XX века.

Человек, который пришел в литературу, старается заниматься одновременно и поэтическим творчеством. Писатель идеализирует мир, мечтает, восхищается всем, что увидит. Ему хочется преобразовать свои впечатления в поэтические строки. Но также он стремится и к спокойному, прозаическому изложению событий. Однако музы — существа совсем недружные, получается написать либо популярную книгу, либо безукоризненное стихотворение.

Что интересно, в начале карьеры Уоррен склонял колено только перед музой поэзии. «Я начинал как поэт, — рассказывал Роберт Пенн. — Мне тогда казалось, что роман — это жанр, не заслуживающий даже презрения». Только через много лет он понял, что барьера между прозой и стихами не существует.

3.jpeg

Третья ипостась писателя — литературоведение, то есть его академическая деятельность. Уоррен получил хорошее высшее образование. Студенческие годы Роберт провел в Оксфорде, Калифорнийском университете и Университете Вандербильта.

Имея за плечами внушительный академический багаж, Уоррен устроился преподавателем литературы. Сначала прозаик преподавал в Юго-Западном колледже Мемфиса в Техасе, позднее — в Университете штата Луизиана в городе Батон-Руж.

Учительство всегда оставалось важной вехой в его биографии. Причём, академическая карьера Пенна Уоррена, несмотря на его большой опыт, развивалась медленно: профессорского звания в Йельском университете литературовед удостоился только в 45 лет.

Уоррен считается классиком «новой критики» — научной школы, которая отстаивала самодостаточность художественных произведений. Из-под его критического пера вышли книги «Наследие гражданской войны» и «Демократия и поэзия». Совместно с К.Бруксом появились «Как понимать поэзию» и «Как понимать прозу», оказавшие влияние на американскую критику.

Собственно, это весь его жизненный путь — не очень богатый на внешние события. Две мировые войны обошли стороной Уоррена: во время первой он был мальчишкой, во время второй — доцентом. Хотя внутрення жизнь писателя характеризовалась успешностью и насыщенностью.

47.jpg

В отличии от своих предшественников, Хемингуэя и Фолкнера, Уоррен не имел резких взлетов и падений. Прозаик работал не спеша, спокойно, наслаждаясь. Он жил за счет литературоведческих трудов и поэзии. Писательский дар открылся последним из всех трех ипостасей.

Если говорить об Уоррене-поэте, то следует сказать о его тяготении к сложным поэтическим образам и разветвлённым метафорам. Роберт Пенн писал стихотворения, скорее, для элитарной аудитории, нежели для широких читательских масс.

А вот Уоррен-прозаик иной. Если в поэзии он тяготел к философии, то в художественных прозаических текстах отдавал предпочтение социально-политической тематике, как, например, в самом известном своем романе «Вся королевская рать».

2.jpg

Некоторые американские критики придерживаются мнения, что любое произведение Уоррена, будь это проза или нет, отображает одну-единственную мысль. Присмотревшись, читатель увидит «лишь измененные лики одни и тех же сомнений, исканий, надежд».

Основа уорренновской  проблематики — это американский Юг с белыми рабами и жестокими владельцами плантаций. Пенн Уоррен родился в штате Кентукки, поэтому этот самый юг и повлиял на его судьбу  и смысл его книг.

Существует литература «южного возрождения», которая представлена такими именами как Глазгоу, Стайрон, Вулф, Капоте и, безусловно, Уоренн. Многие из них — это крупнейшие американские писатели XX века. И это говорит о том, что они, в том числе и Роберт Уоррен, обнажали в своих книгах нечто значительное для всех жителей Америки.


Анна Мареева 

 


 

Рекомендуем

Не издавай ни звука («Тихое место» реж. Джон Красински)
Хосе Кареррас, испанский оперный певец
Дело всей жизни Михаила Гнесина
Жизнь Гарри Гудини - фокус, который не превзойти
Николай Ерёменко-младший. Герой как будто бы из сказки
Евгений Евстигнеев. Хотите быть драматическим актером?
Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»
Застрявшие в прошлом («Т2: Трейнспоттинг», реж. Дэнни Бойл)
Аньоло Бронзино: гений маньеризма
Модные тенденции лета 2017