Партнеры Живи добром

Леонид Филатов. Чтобы помнили


«Но я счастлив, как юный жених,
И танцуется мне и хохочется:
Я сегодня остался в живых
На войне, именуемой творчество!»

Кто такой творческий человек? Однозначно можно сказать, что творческий человек способен открыть новое, создать нечто волшебное и рассказать об этом миру. Именно таким был Леонид Филатов. За всю свою жизнь он сумел не только обрадовать искушённого зрителя потрясающей актёрской игрой, но и создать нечто большее. Вкладывая свои силы и таланты в литературное творчество, режиссуру и телевидение, Леонид Филатов стал одним их народных артистов, чьё имя навсегда останется в памяти людей.

Леонид Филатов

Известность пришла к нему на заре 70-х годов, когда он читал пародии на заслуженных поэтов советской эпохи: Рождественского, Михалкова, Вознесенского. Это послужило началом творческого пути артиста, лишь малой каплей в море созданных им творений. Сначала он стал актёром Московского театра на Таганке. Играл на одной сцене с Высоцким, Любимовым, Золотухиным, Дыховичным в спектаклях «Что делать?», «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Гамлет». В этом театре Филатов вырос как артист: начал с выпускника Щукинского училища и закончил как многогранный актёр. Его игра становилась выразительнее, а зарисовка ролей раскрывала творческий потенциал с разных сторон. Он был очень интеллигентным, добрым и понимающим человеком, поэтому к нему всегда тянулись люди. Но сцена театра стала для него мала, и перед ним открылись перспективы работы в кино.

Съёмочная площадка стала для Филатова новым домом. Он снялся в десятке картин, но лишь после фильма «Экипаж» он действительно проснулся знаменитым. Фильм принёс ему не только популярность, но и звание секс-символа Советского Союза. Сам же актёр относился к этому с иронией и любил цитировать: «Худой, злой, больной – но какова страна, таков и секс-символ...».

Леонид Филатов

В 90-х он увлёкся режиссурой, и уже в 1991 году снял фильм по своему сценарию «Сукины дети», в котором объяснился в любви своим собратьям-актёрам. Во время съёмок фильма Леонид пережил инсульт, что было первым звонком для беспокойства о состоянии здоровья. Но Филатов торопился жить, торопился успеть многое, поэтому не уделил этому должного внимания. Уже в 1994 году на сцене театра у него случился микроинсульт. Его положили в больницу и выписали такие лекарства, о последствиях которых никто и не догадывался. Через два года Филатов перенёс операцию по удалению почки, а в 1997 году ему пересадили донорскую почку. Его сила духа, мужество, отвага помогали бороться с трудными поворотами в жизни. Но даже это не сломило в нём творческого человека, и его многогранность проявилась в другом виде искусства – литературе.

Из-под его пера вышли стихи, песни, пьесы и литературные пародии. Его книга «Про Федота-стрельца, удалого молодца» разошлась на цитаты и привлекла внимание даже самого Михаила Горбачёва. Филатов очень точно и сатирически писал о том, что считал важным для себя и своей страны.

Леонид Филатов

Одним из главных дел для Леонида Филатова стала передача «Чтобы помнили…», которую он начал вести в 1993 году. Идея передачи возникла на полемической ноте — рассказывать о несправедливо забытых артистах. Филатова возмущало беспрецедентное беспамятство страны, то, как многое извращается в видении и понимании людей. Он хотел расставить всё на свои места, рассказать миру о непростых и интересных судьбах.

Работа над передачей была не только благим делом, но и гражданским подвигом Филатова. Он брал различные истории, буквально пропуская каждую через себя. Проблемы со здоровьем не останавливали его, и даже находясь в больнице, он продолжал записывать программы на фоне больничной стены, с толстым гримом на лице и с трудом выговаривая слова. 26 октября 2003 года Филатов скончался от двухстороннего воспаления лёгких и стал завершающей главой своей передачи «Чтобы помнили...»

Нет другого такого человека. Каждый запомнит его по-своему: Филатов-актёр, Филатов-телеведущий, Филатов-писатель. Другого такого человека нет. И даже после ухода он остался не только как экранный образ, но и в качестве ярких, не покидающих стихотворных строк:

«О не лети так жизнь, я от ветров рябой.

Мне нужно этот мир как следует запомнить.

А если повезет, то даже и заполнить,

Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой»

 


Римма Бадыкшанова

   

      


 

Рекомендуем

Две любви Хулио Иглесиаса
Марлон Брандо. Почему секс-символ от Оскара отказался?
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Корифей русской моды Валентин Юдашкин
Синклер Льюис. Бегом от скуки
Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
Луи Армстронг. «Через тернии к звёздам»
«The Jivesouls»: музыка, которая вдохновляет
«Никогда не встречал монстра или чуда больше, чем я сам» Мишель Монтень