Партнеры Живи добром

«Феликс Петуваш. Полет над тернами»


Государственный музей Востока и Фонд «Русские меценаты» представляют выставку «Феликс Петуваш. Полет над тернами». В залах на Никитском бульваре будет экспонироваться около ста произведений художника из Майкопа, чье творчество стало одной из ярчайших страниц изобразительного искусства Адыгеи. Зрители увидят работы из собрания Государственного музея Востока, из коллекции президента Фонда «Русские меценаты» Юлии Вербицкой (Линник), а также произведения, которые принадлежат самому автору.

Петуваш – станковый живописец, график, книжный иллюстратор, монументалист, автор мозаичных панно. Его работы находятся во многих российских и международных музеях и частных коллекциях. Феликс Петуваш – Заслуженный художник России, Народный художник Республики Адыгея, лауреат Государственной премии, удостоен золотой медали Российской академии художеств. 


Волчьи ворота. 2000. Холст, масло. 76х96 см. Коллекция Юлии Вербицкой (Линник)


Петуваш родился в 1948 году в Майкопе. Получил образование в Москве: окончил среднюю школу при Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, а затем Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА имени С.Г. Строганова) . После учебы он вернулся в Майкоп, занимался графикой, исполнял офорты. Живопись появилась позднее, когда Петуваш добился получения мастерских – для себя и многих местных художников. В 1979 году он организовал автономный Союз художников Адыгеи и долгое время был его председателем, стоял у истоков открытия в Майкопе выставочного зала. Благодаря активности Феликса Муратовича Майкоп стал центром притяжения для художников со всей России. Его мастерская сделалась своего рола культурным фаланстером для актеров, поэтов, музыкантов, живописцев. 


Творчество Петуваша питают память предков, воспоминания о недавних событиях, собственные впечатления. Его пейзажи – степные дали и лиманы – лаконичны, часто почти монохромны, с тонкими переходами оттенков. В пейзажах и натюрмортах есть особая связь автора с природой. Феликс говорит: «Не знаю, кто я в большей степени – художник или охотник». 


Сюжеты ряда живописных холстов начала 2000-х годов драматичны («Окно», «XXI век», «Пугало»). В них размышления о войнах начала XX века и военных конфликтах недавнего прошлого. 


Коллажи Петуваша («Старая башня», «Покровитель путников и воинов» и др.) – это эксперименты художника с материалами и фактурой, своеобразные мозаики из деталей часовых механизмов, гвоздей, пуговиц и других бытовых мелочей.


Лунное затмение. 2019. Холст, масло. 83х127 см. Коллекция Юлии Вербицкой (Линник)


Важная часть творчества Феликса Петуваша – графика. Виртуозное владение всеми видами графического мастерства позволяет ему с легкостью применять любую технику, будь то офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла и т.д. Петуваш проиллюстрировал около сотни книг. На выставке будут представлены печатные листы разных лет из серий «Нартский эпос», «Жизнь», иллюстрации к книге «Пророк» ливанского философа Джебрана Халиля Джебрана, триптих «Кавказская война», а также работы, выполненные акварелью, пастелью, углем.


Своим творчеством Феликс утверждает бесспорную для него истину: «Искусству угрожают два чудовища: мастер, не ставший художником, и художник, не ставший мастером». У Петуваша есть картина «Пылающее дерево»: крона утопает в золотой осенней листве. Это дерево, как и сам художник, успело раздать свои плоды, не пытаясь осознать, достойны ли те, кому эти плоды принесены. Все оказывается взаимосвязано в творчестве и в жизни.


Президент Фонда «Русские меценаты» Юлия Вербицкая (Линник) благодарит за помощь в осуществлении проекта генерального директора Государственного музея Востока А.В. Седова и директора Северокавказского филиала Государственного музея Востока Н.З. Кушу.


Кураторы выставки: Юлия Вербицкая (Линник), Мария Филатова



Информация предоставлена пресс-службой




 

Рекомендуем

День мецената
Презентация-дискуссия «Книга и выставка в эпоху перемен»
«заКама fest»
Жизнь «по правде и совести» Виктора Астафьева
XII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»
Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего
Буддист-революционер - Бернардо Бертолуччи
Искусство щедрости
Любовь народная бессмысленна и беспощадна
Кино. Blick’15. Беатрис Мёллер «Всё, что мы хотим»