Кино. Личность. Ксавье ДоланЮное дарование из Квебека, вундеркинд, красавчик, всемирно признанный режиссер, актер, сценарист, продюсер, икона хипстеров (простите) или попросту Ксавье Долан 20 марта отметил свое 27-летие. Здесь всем двадцатилетним творческим личностям разрешается протяженно вздохнуть. Миловидный француз создает по фильму в год, попутно забирая в коллекцию пальмовые ветви, львов и прочие «пред-Оскаровские» награды. Только ленивый не перемыл ему косточки, только дилетант от кино не сравнил его картины с работами Гаса Ван Сента и Франсуа Трюффо, только поклонники не «сделали скидки на возраст». Начав с неоднозначной автобиографичной картины «Я убил свою маму», Долан спустя три года доказал свое право на киноолимп с «И все же Лоранс», а закрепил позиции двумя работами, которые мы хотим рекомендовать вам.
Том на ферме (2013) Экранизировать истории однополых отношений становится все сложнее и рискованнее с каждым годом. И дело вовсе не в провальном прокате, не в ханжестве зрителей, не в предвзятости критиков. Наоборот: чем активнее муссируется тема ЛГБТ-сообществ, тем скорее у нас вырабатывается толерантность (читай иммунитет) ко всяким ее проявлениям. Как итог - ни читать, ни уж тем более смотреть очередную историю очередного трансгендера или гея специально никто не станет. Ну что может сравниться с каминг-аутом Кейтлин (Брюса) Дженнер? А «Горбатая гора» вообще неприкосновенна. Разумеется, мы не забыли о потрясающей работе Эдди Редмэйна в «Девушке из Дании», но шумиха вокруг фильма рассеялась с первыми лучами утреннего солнца после эпохальной премии «Оскар». КсавьеДолан раньше других распознал зарождающуюся тенденцию и отказался от сцен однополой любви после дебютного фильма, что придало «Тому на ферме» большую ценность. Кроме того, это первая картина, в основу которой лег не долановский сценарий. По сюжету копирайтер Том (режиссер собственной персоной) приезжает на похороны своего парня и узнает, что семья погибшего была не в курсе его ориентации. Казалось бы, конфликта можно с легкостью избежать, но провинция не отпускает Тома. Парень, остается на ферме бороться с «демонами внутренними и внешними», попутно доя коров и танцуя танго с Френсисом, братом покойного и почти идеальным садистом. Интересно, что об ориентации сеновласого хипстера речь больше не заходит, Долан включает символику. Вот деревня с ее непробивной узколобостью, консерватизмом, даже террором - разве не удачная метафора для современных моралистов и ксенофобов? А вот не монтирующийся в обстановку фермы миловидный Том. Набор для глубокого самоанализа городского пижона готов. При этом Долану удалось затронуть более глубокие и насущные темы, чем «проблема геев в современном обществе»: фильм в первую очередь о жестокости, о Стокгольмском синдроме, о столкновении жизни и смерти. Мамочка (2014) Приз жюри Каннского фестиваля, разделенный с Годаром, и рукоплескания кинокритиков - двух этих фактов достаточно, чтобы поместить пятую картину канадского красавца в ваш список «must-see», а причин, чтобы досмотреть двухчасовую драму до последнего кадра намного больше. Во-первых, музы Долана прекрасные Энн Дорваль и Сюзан Клеманн. Все те же и все о том же - как бы маме сына не упустить. Во-вторых, неожиданный поворот: в «Мамочке» нет ни намека на однополые отношения и интерсексуальность (спасибо, Ксавье, от всех косных русских киноманов, спасибо!). Главный герой Стив в исполнении Антуана-Оливье Пилона вылитый наш соотечественник, обычный зарвавшийся паренек, вскормленный дворами Гальяново. Никаким жалостливым песенкам, никаким подведенным глазам (простим режиссеру эту маленькую слабость) не выбить из него врожденную, зачастую отталкивающую брутальность. Понятно, что с таким сыночком матери придется несладко, но фатальной ситуацию делает диагноз Стива СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), обычным подзатыльником тут не обойдешься. Вот и приходится взбалмошной вдове Диане извиваться ужом: то, проглатывая нескончаемые оскорбления, нежно обнимать Стива, то прятаться в кладовке от рассвирепевшего подростка. Временный (и мнимый) мир приходит в их дом вместе с соседкой Кайлой, согласившейся подготовить сорвиголову к поступлению в колледж. Эта троица формирует шаткий макет стремительно сходящей с ума семейки с редкими перерывами на нежность. И невдомек хватит ли у кого-то мужества разрубить этот узел, эту саднящую пуповину матери и сына. «Мамочка»- до неприличия честное кино. Долан не стесняется штампов, без которых, впрочем, не обошелся бы ни один молодой режиссер, возьмись он за экранизацию истории о подростке с дефицитом внимания (вены режут, да. Но надо отдать должное Ксавье: не картинно и не в первом же кадре). Откровенности придают и диалоги героев. Точнее их манера общаться вообще. Что у Стива, что у его мамочки язык, как помело. А вы где-нибудь видели, чтобы трудные подростки выбирали выражения? И весь этот дурдом загнан в формат Инстаграма. Рамки квадрата раздвигаются дважды, как бы позволяя героям дышать полной грудью и впуская в их жизнь нечто очень похожее на счастье. При этом «Мамочка» остается трагедией настолько жизненной и документальной, что под конец тянет свернуться калачиком и подвывать от жалости скорее к себе, чем к Стиву и Диане. После премьеры критики дружно окрестили картину «футуристической», а Ксавье Долана режиссером будущего. Может два года назад так оно все и было, но сегодня у каждого второго россиянина «14+» либо пограничное расстройство личности, либо маниакальная депрессия. Поэтому «Мамочка»- фильм про то, что болит сейчас, и не факт, что заживет завтра. *** Вопреки популярному мнению, Долан- не Хичкок и не Антониони 2.0. Он меняется с каждым новым фильмом и вот-вот выработает авторский почерк. Чего мы ему искренне желаем.
Ольга Степанян |
Рекомендуем |