Партнеры Живи добром

Наталия Бессмертнова: от «Младшей Музы» до главной примы


«Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…», - Серж Лифарь. 

Будущая прима Большого театра родилась в 1941 году в Москве, где и окончила хореографическое училище. Её семья не имела никакого отношения к театру, тем не менее совсем юной Наташе это не помешало покорить сердце ведущих балетмейстеров Большого театра, куда её взяли сразу же после выпуска из училища. Её внешние данные и неисчерпаемый творческий потенциал мгновенно завоёвывают всеобщую симпатию и право исполнять ведущие роли на сцене Большого театра. 

Бессмертнова является обладательницей поистине уникального стиля, во многом созданного ей самой. Она первая, кто в образе романтической балерины уделяет внимание не только технике, но и актёрской стороне. Если посмотреть фотографии, сделанные во время различных представлений, нетрудно заметить, насколько выразительным и одухотворённым всегда остаётся лицо Натальи. Недаром её вклад в искусство не ограничивается только живыми выступлениями: за всю свою карьеру она снялась в девятнадцати балетных фильмах, экранизациях таких постановок, как «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Спартак», «Жизель» и многих других. 

Наталия Бессмертнова

После гастролей по Англии балетные критики стали просто превозносить Бессмертнову, называя её «живой легендой», «величайшей романтической балериной ХХ века», непревзойдённой и по сей день. Джон Парсиваль, один из самых уважаемых английских критиков напишет о ней: «Бессмертнова стала одной из величайших балерин мира, утончённой, нервной, в высшей степени выразительной. У неё есть дар придавать простейшим движениям глубинный заряд страсти, и она воздействует всем своим телом, более того, может быть, всем своим существом. Она — фантастична». 

Бессмертнова стала первой исполнительницей многих партий, которые писал для неё муж Ю. Н. Григорович. Их творческий союз продлился до самых последних дней балерины, даже когда она покинула сцену в силу возраста и стала заниматься обучением новых талантов. Григорович боготворил свою супругу и всегда считал её своей музой. «Она родилась для того, чтобы танцевать», - говорил Григорович и был абсолютно прав. 

Наталия Бессмертнова и Юрий Григорович

В 1976 году Н.И. Бессмертновой присваивают звание Народной артистки СССР, в 1986 она становится обладательницей Ленинской и Государственной премий. В 60-х Бессмертнова ещё раз подтверждает своё звание заслуженной балерины мирового уровня, получив первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне и премию имени Анны Павловой в Париже. 

Наталия Бессмертнова отличается от многих советских балерин тем, что ей удалось сделать блестящую танцевальную карьеру длиной в тридцать два года. Всем известно, что быть примой на сцене – жить в мире жёсткой конкуренции, когда все вокруг только и ждут, пока ты сделаешь неверный шаг. Пожалуй, Бессмертнова составляла исключение из всех правил: она всегда по-доброму относилась к своим коллегам и старалась всячески помогать ученикам, когда уже вышла на творческую пенсию. Среди её друзей не только звёзды балета, но и оперы. Елена Образцова всегда восхищалась Натальей, очень часто приходила на её выступления и всегда называла Бессмертнову «Неземным существом», подчёркивая, что она является не просто балериной, а  выдающимся художником, яркой и самобытной». 

Наталия Бессмертнова

В книге Поэля Карпа «Младшая муза», где собраны фотографии солирующих балерин со всего мира, особенно выделяется героиня Бессмертновой из «Жизели». Необычайно сложная, но красивейшая поза, в которой запечатлена прима русского балета, стала эталоном грациозности и артистизма и лучшее её исполнение принадлежит именно Бессмертновой. 



Кадьян Татьяна


 

Рекомендуем

Итоги резиденции «Таврида Арт»
Лучший художник Англии и его нимфы
Брюс Ли: Маленький Дракон
Что? Где? Когда? Куда пойти на этой неделе
Роберт Кийосаки. «Богатый папа, бедный папа»
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Самые знаменитые библиофилы. Кто они?
Линия жизни Джонни Деппа, путь из безызвестности к всемирной славе
Тараканы и признание в жизни Оруэлла и Кафки: литературный срез
«Вот это Театр!»