Кино. Война на экране кинотеатра
Чем ближе 9 мая, тем чаще до нас доносятся до боли знакомые песни, мелодии которых вылетают из ближайшего открытого окна или аккордеона уличного музыканта: Лишь только бой угас, звучит другой приказ,
Синенький, скромный платочек
Никогда не забудутся строчки хрестоматийных военных стихотворений и песен, хотя на свете осталось уже и не так много тех, для кого эти мелодичные рифмы когда-то были горькой правдой. Все послевоенные поколения воспитывались лишь на рассказах уцелевших родных, школьной программе по истории и, конечно же, фильмах, которые многие из нас впервые увидели намного раньше, чем узнали, что означает слово «война». Первые фильмы о войне появились, когда она еще не окончила свое траурное шествие по земному шару. В первые тяжелейшие годы Великой Отечественной на экраны страны выпускались лишь агитационные короткометражки, пропитанные плакатным пафосом, с участием известных актеров и актрис, когда на радио и в газетах творческая интеллигенция делила горе и редкие радости со всеми согражданами: поэты читали по радио свои стихи в надежде спасти оптимистичными ямбами хоть одну отчаявшуюся душу, а в газетах печатались повести писателей, которые почти все поголовно являлись военными корреспондентами. Только спустя три года военный кинематограф при помощи накопленного литературного материала и начинающегося на фронте наступления на врага смог размахнуться: появляются полнометражные художественные фильмы. Необходимо отдать честь всем кинематографистам, которые в столь страшные времена не теряли веры в то, что искусство способно спасать жизни, и снимали ленты, которые помимо необходимой патриотическо-коммунистической патетики, были наполнены художественностью и личным отношением постановщиков к изображаемой проблеме. Низкий поклон за то, что художники даже во время войны не перестали чувствовать и отображать тонкую человеческую душу. Спасибо за такие картины, как «Два бойца» (1943г.), «Жди меня» (1943г.), «Жила-была девочка» (1944г.) и другие…
Однако долгожданная победа все же прогремела салютом над Европой - в воздухе начало веять переменами. Люди, изможденные четырьмя годами нечеловеческих лишений, с надеждой взглянули на небо… однако, Он (конечно не с неба, а с трибуны намного ниже) сказал: «У нас пленных нет, лишь одни предатели!». Тогда ясное небо закрылось от многих металлической решеткой, а для других оно осталось прежним: закрытым, молчаливым, реакционным. О войне запретили говорить всю правду: этого, значит, не было, того тоже, а вот это можно оставить. К прокату допускались фильмы, которые воспевали жертвенность и героизм советских солдат, партизан, работников тыла и т.д. Зритель не отрицал, что героизм еще как был, но порой бывало и по-другому, и это в некоторых случаях не считалось чем-то позорным и оскорбительным. Однако правительство считало иначе. Особняком в кинематографе первых послевоенных лет стоит двухсерийный фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948г.) по одноименному роману А.Фадеева. Почему особняком? Потому что данная картина - одновременно и эталон военной драмы того периода и одновременно ее исключение. Плакатные штампы налицо: безукоризненные главные герои отвержено сражаются с оккупантами и умирают мученической смертью. Превалирующая деталь – молодые ребята объединяются в организацию, создают некое братство, забывая о своих личных потребностях ради всеобщего дела. Но вот, что удивительно! При всей унификации главных героев в каждом из них чувствуется энергетика личности, за каждым стоит какая-то своя, не похожая на другие история. Молодые комсомольцы не потонули в океане патриотических клише, а показали искренних ребят, которые верят в Родину. Тем самым создатели нашли тропинку к сердцу зрителя, которого всегда подкупает искренность, а не громкие бравурные лозунги.
Проходит меньше десятилетия. Смерть вождя. Знаменитый ХХ съезд компартии. Дарующая долгожданную свободу «Оттепель». В кино с разбегу влетает поэзия. Режиссерам не терпится вывести на первый план личную историю и частную проблему, так как общество уже начало задыхаться от неправдоподобных эпичных полотен в литературе, живописи и кино. Переосмысливается и тема войны. Как истинное детище «Оттепели», советскую общественность будоражит фильм М. Калатозова «Летят журавли» (1957г.). У зрителя разбегаются глаза и мысли: главная героиня оказывается не таким уж и положительным персонажем (вышла замуж за откровенного подлеца, перестав ждать возлюбленного с фронта) и все внимание фокусируется лишь на трагической истории двух влюбленных. Всплывают вопросы чести и долга, но не на общественном и государственных уровнях, а на уровне межличностном, более интимном. Темпоритм картины и визуальный ряд поражает образностью: герои бегут от ужаса войны в свои мечты, где парят по лестничной площадке в воздушном ситце свадебного платья, где в отчаянии сбрасываются с железнодорожного моста, где оглушительно играют на рояле, когда за окном обстрел и сопутствующая всюду смерть. Создатели картины обнажают души истинно поэтическими приемами, а зрители со слезами на глазах открывают свои сердца. Ведь скольким людям тогда была еще знакома история несчастной любви, сгоревшей в адском пламене войны.
В 1959 году новый всплеск общественного мнения: Григорий Чухрай выпускает знаменитую «Балладу о солдате». Фильм о войне без ее участия: впервые советским людям показывают военную драму без батальных сцен, однако, на протяжении всей картины будто слышатся где-то позади выстрелы и взрывы. История солдата, который за свой небольшой отпуск успевает помочь другим и влюбиться впервые, а затем пропадает без вести, тронула сердца многих. Такой лиричной и личной советский зритель Великую Отечественную еще не видел.
За «Оттепелью» следуют 70-е. Многое уже испробовано, эксперименты отошли на задний план, и в кино каждый жаждет изобразить действительность как можно более реалистично. Первое место среди жанров делят мелодрама и лирическая комедия. Военная тематика поддается тем же метаморфозам. Алексей Герман снимает «Двадцать дней без войны» (1976г.), по своему сюжету почти копирующую историю ленты Чухрая, но в своей стилистике кардинально отличающейся от невольного прототипа. Фильм становится будто вырванным клочком из жизни военного журналиста. Бесконфликтность повествования (безусловно, конфликт присутствует, но он не является открытым), вплетенные в одну историю трагедии людей, окружающих главных героев (от одной сцены с Екатериной Васильевой идут мурашки по коже до конца фильма) и невнятная развязка (ясно, что главные герои никогда больше не встретятся… но вдруг?) работают именно на реалистичное восприятие картины, когда кажется, будто это не известные всем актеры, а обычные писатель и костюмерша, за которыми следят скрытые камеры.
Знаковым военным фильмом 70-х так же становится драма Сергея Колосова «Помни имя свое» (1974г.) с Людмилой Касаткиной в главной роли. В основе сценария лежала реальная история, ставшая истинным материнским кошмаром: безызвестная судьба маленького сына, мысли о его возможной смерти, а затем его возвращение совершенно взрослым мужчиной, воспитанным другой женщиной. За советскую эпоху военная тема успела преломиться чрез все призмы и во всех цветах спектра. Ее освещали и масштабно с доминирующей исторической мыслью («Освобождение» и «Битва за Москву» Ю. Озерова), и откровенно лично («В бой идут один старики» Л. Быкова, «…А зори здесь тихие» С. Ростоцкого), и в совершенно нетипичных формах («Иваново детство» А. Тарковского). К сожалению, современный кинематограф не сказал ничего нового в военной теме, даже, наоборот, вернулся к истокам, когда в приоритете остаются зрелищность и героизм, а не внутренние монолог и мотивация героя. «Сталинград» (2013г.) Ф. Бондарчука и «Брестская крепость» (2010г.) А. Котта – картины достойные, с продуманной режиссурой, эффектными съемками и даже хорошей игрой актеров. Однако души в данных фильмах почему-то нет. Неужели мы так отдалились от тех людей, что пережили войну: молодых патриотов, готовых стоять насмерть за светлое будущее потомков, возлюбленных, стремящихся друг к другу несмотря на тяготы войны, одиноких мужчины и женщины, которые знают, что на войне нет места мечтам? Неужели мы уже не можем прочувствовать психологию искренней человечности? Неужели… Однако по телу каждый раз бегут мурашки, когда невольно услышишь первые аккорды: Мне кажется порою, что солдаты,
Илья Михеев |
Рекомендуем |