Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Цельнометаллическая оболочка"


Цельнометаллическая оболочка

Сложно сказать что-то новое о творчестве режиссера, чье творчество является эталонным, а фильмы давно уже стали классикой кинематографа как на Западе, так и во всем мире.  «Цельнометаллическая оболочка» –предпоследний фильм Кубрика , довольно холодно встреченный критикой, но поставивший красноречивую точку  "вьетнамскому" десятилетию в кино.

«Цельнометаллическая оболочка» - выпадет из ряда остальных вьетнамских историй, которые были сняты в 70-80 ее годы прошлого столетия («Апокалипсис сегодня» 1979 г., реж. Ф.Ф. Коппола, «Взвод» 1986г., реж. О.Стоун, «Охотник на оленей» 1978 г., реж. М. Чимино).  Казалось бы, ничего нового уже показать невозможно. Но Кубрик, как известно, способен на многое, например, превратить очередной фильм про военный конфликт в жестокую сатиру, от которой не знаешь плакать тебе или смеяться.  Постоянно возникающий оксюморон  -  жестокость и смерть кажутся героям фильма забавными, а расстрел мирных жителей Вьетнама – это шутка, вызывающая приступ дикого смеха.  Здесь герои не делятся на положительных и отрицательных. Никто не выделяется своей добродетельностью на фоне других. Полностью отсутствует дух патриотизма.  Персонажи существуют в этой системе, как роботы, четко запрограммированные на выполнение определенных действий, главное из которых – убить противника.  И если Коппола в своем фильме с документальной точностью воссоздал войну с ее героями и антигероями, то Кубрик дал альтернативный взгляд на ту же историю. В незатейливом сюжете «Цельнометаллической оболочки» уместились глобальные идеи военной политики. Трагедия и сатира, насмешка и проклятье перемешаны в картине Кубрика. Это военный и в то же время антивоенный фильм и гениальность его заключается в том, что режиссер используя радикальный юмор, черный сарказм и плоские армейские шутки, словно наделяет войну неким обыденным, повседневным, а от того еще более чудовищным смыслом.

В этой двухчасовой истории показаны все этапы войны – от жестокой изнурительной подготовки молодых бойцов, под руководством инструктора, который методом унижения и рукоприкладства сотворяет из новобранцев дисциплинированные машины для убийства, до попадания этих же бойцов в театр военных действий. И нашелся такой, кто сдался в самом начале. Один из новобранцев, получивший от командира прозвище Гомер Куча (Винсент Д’Онофрио), выстрелом себе в голову поставил точку в конце первой части.

Центральной фигурой двух сюжетных линий является морпех Дэвис по прозвищу «Шутник» (Мэтью Модайн). Но главным героем его назвать нельзя. Сделал ли это режиссер преднамеренно, сказать сложно, но «Шутник» растворяется в системе остальных персонажей и является такой же деталью огромной военной машины. В судьбе героя максимально подчеркнуто безразличие ко всему происходящему, именно на это и натаскивают солдат в учебной части - быть холодным и равнодушным убийцей. Не без сарказма созданы и другие солдаты, носящие глупые, нелепые прозвища – Ковбой, Животное, Мамочка и т.д. Вторая часть тоже заканчивается выстрелом, но на этот раз стреляет «Шутник», добивая девушку-снайпера. Последняя сцена особенно парадоксальна - оставшиеся в живых солдаты, в крови и с оружием наперевес, строем идут по горящей земле, словно по преисподней, и напевают песню «Клуба Микки Мауса», телешоу из их детства. После такого зрелища и возникает вопрос «Ну разве война- это не ад?».


Цельнометаллическая оболочка


Маргарита Дубинина


 

Рекомендуем

Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Любовь, политика и юмор. "Три мушкетера" на сцене РАМТа
Фаина Раневская. «Правда – хорошо, но счастье – лучше»
Исторические центры современной Германии
Андрей Вознесенский: певец в стране стукачей
Начинается царство кино
XXXIX ММКФ. "Селфи" Виктора Гарсии Леона
Джозеф Пулитцер. Служанка должна понять...
«Гордость и предубеждение» в розовых тонах
Николай Огарев: поэт или революционер?