Партнеры Живи добром

Работник года по версии RIFF ‘18-19 (Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио)


Русско-итальянский кинофестиваль RIFF продолжается еще одной социальной комедией: вслед за «Миллионером» спешим видеть «Стажера»! Ситуация, однако, остается прежней – все те же контрасты кабинетов из красного дерева и ветхих лачужек на окраине. 


Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио


Основу сюжета составляет до боли знакомая ситуация: выпускник юридического факультета пытается устроиться на первую в жизни работу без связей, в то время как племянники, кузены и друзья влиятельных людей получают тепленькое местечко за то, что просто существуют. Антонио ждет результаты экзамена на звание адвоката (в Италии с этим еще сложнее, чем у нас, оказывается), а пока зарабатывает свою копеечку в качестве стажера у профессора из своего университета. Итальянское название фильма передает ситуацию идеально: Il Tuttofare значит «сделаю все». Вот Антонио и работает одновременно за ассистента, секретаря, курьера, повара – и за три сотни евро в месяц. Да еще и без трудового договора. Но все может поменяться, если оказать боссу небольшую услугу, заключив фиктивный брак с его любовницей. 


Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио


То ли в итальянском обществе такое разительное расслоение, то ли нашему зрителю также близка эта проблема, на которую режиссер Валерио Аттаназио обращает наше особое внимание, но контраст условий жизни профессора – в роскошном офисе и доме в центре Рима – и Антонио, который делит с отцом лачужку в чистом поле и тратит пару часов на дорогу до работы, делает роскошное неприличным, а скромное – вопиющим. И, конечно, уже все меньше удивляет безнаказанность богачей, которая спотыкается разве что при уклонении от уплаты налогов.

Так что комедия не слишком радостная, но смешная, в духе неореализма, поскольку социальная проблематика не дает окончательно оторваться от национального киноколорита. Как всегда радуют живые эмоции актеров, яркая экспрессия в жестах и интонациях и, конечно, по-итальянски откровенная, забористая ирония. 


Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио


Но важнее все же вопросы морали и нравственности, а точнее – выбора, от судьбоносного до каждодневного. Принесет ли тяжелый труд достойный результат – и какой результат вообще можно считать достойным? Есть ли такие цели, которые оправдывают средства, и есть ли у средств предел? Вот и получается, что в поисках непыльного места Антонио занимается грязной работой, а в качестве блюстителя закона защищает бандитов (которые, естественно, щедро оплачивают работу адвокатов награбленным и украденным).

Развязка на жизнерадостной ноте, в которой Антонио начинает новую жизнь, все же вселяет некую надежду и исполнена в духе доброго артхауса о маленьком человеке. В одной лодке, каждый со своими проблемами, спасаются от несчастий этого мира люди, которые не имеют ни одной причины быть вместе, но все же не могут, да и не хотят расстаться.

Яна Ларина


 

Рекомендуем

Денис Мацуев анонсировал фестиваль "Звёзды на Байкале"
Адриано Челентано "Второй после Папы Римского"
Биши Шелли. Романтик и рационалист
Недетская литература. Топ-7 книг про детей и подростков для тех, кто постарше
Далида за 124 минуты («Любовь и страсть. Далида», реж. Лиза Азуэлос)
Насилие в искусстве: от эстетизации к ужасу
Кино. Личность. Вячеслав Тихонов
Симона де Бовуар: «женщиной не рождаются, женщиной становятся»
Морис Бежар. Счастье творить
Программа лектория "Культура 2.0"