Партнеры Живи добром

Кино. Личность. Франсуа Трюффо


6 февраля 1932 года родился выдающийся французский режиссер и критик Франсуа Трюффо, один из основателей течения, получившего название «Новая волна». Вместе с Жаном-Люком Годаром, Клодом Шаболем и другими работниками известного тогда журнала Cahiers du cinéma они разработали новую концепцию работы над фильмами, в том числе и основы теории авторского кино. Основатели этого движения выступали против неинтересного, предсказуемого сюжета, и устаревших методов съемки. В своем творчестве режиссеры «Новой волны» постоянно экспериментировали с формой и стилем, воплощали на экране самые необыкновенные сюжетные задумки, смело рассказывали о жизни людей среднего класса и даже об изгоях общества.


Четыреста ударов


Все эти черты легко разглядеть и в первом полнометражном фильме Франсуа Трюффо «400 ударов». Сюжет вращается вокруг трудного подростка, школьный учитель унижает его, да и сами родители во всех бедах винят сына, хотя сами не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Мальчик, которого никто не понимает и не поддерживает, вынужден методом проб и ошибок познавать мир вокруг. Он врет, сбегает из школы, а после ссоры с семьей пытается жить самостоятельно. В первой полуавтобиографической картине режиссер обращается не только к теме «отцов и детей», но и к проблеме шаблонного мышления (в эпизодах с учителем). Стоит отметить, что к главному герою, Антуану Дуанелю, режиссер будет возвращаться на протяжении всей жизни, и снимет еще 4 фильма о нем с тем же актером, Жаном-Пьером Лео. Рассказывая его историю, Трюффо стремится рассказать о жизни своего поколения в целом. В одном из интервью о картинее «400 ударов» на вопрос: «Вы писали о себе?» он отвечает: «Да, но только частично. Я могу сказать одно: в нём нет ничего придуманного. То, что не случилось со мной лично, происходило с людьми, которых я знаю, мальчиками моего возраста или людьми, про которых я читал в газетах. В «400 ударах» нет выдумки, но и полноценной автобиографией его назвать нельзя».


Жюль и Джим


Немалую роль в творчестве режиссера сыграла и тема любви, один из фильмов, посвященных ей, называется «Жюль и Джим». Речь в нем идет об отношениях двух мужчин, чьи образы воплотили на экране Оскар Вернер и Анри Серр, и женщины по имени Катрин (Жанна Моро). Ленту легко можно смотреть по эпизодам, каждый из них представляет собою законченный короткометражный фильм. Поражает аккуратность и изящество, с которым Трюффо пытается разобраться в тонкостях человеческих взаимоотношений. Невзирая на сложность проблематики, картина смотрится очень легко, подобно той легкости, с какой герои совершают поступки, кардинально меняющие их жизнь. Впечатлила публику и операторская работа: кинокамера практически всегда находится в движении. Эта картина – яркий пример того, как можно, не упустив ни единой детали, рассказать о жизни за 104 минуты. Трагикомедия по роману Анри-Пьера Роше вызвала резонанс в обществе. Фильм был признан одной из важнейших работ «Французской новой волны».

Франсуа Трюффо внес неоценимый вклад в развитие мирового кинематографа, его творчество оказало огромного влияние на режиссеров XX и XXI века. Он всегда стремился снимать фильмы, доступные и понятные каждому, энергичные и хулиганские, но не лишенные и философии. В его картинах комедия была неотъемлемой частью трагедии и наоборот, противоположности, органично сочетаясь, делали фильмы Трюффо уникальными в своем роде. «Некоторые французские кинокритики разделают кино на «умное» и «развлекательное», – говорил режиссер в своем последнем интервью. – Мне кажется, что подобное деление – чушь».


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

Царевна-лебедь и царь Гвидон отправляются на берега Невы
Монстрами не рождаются («Моя девушка – монстр», реж. Начо Вигалондо)
Киноведческие приключения («Фестиваль Рифкина», реж. Вуди Аллен)
Кавалер Прекрасной Дамы. Александр Блок
Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»
«FollowTheFabrika». Финал
Артур Кестлер: жизнь в огне противоречий
Открытие третьего сезона Зрительского клуба МОГТЮЗ
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
Нежность Майи Кристалинской