Кино. Личность. Вячеслав ТихоновВячеслав Тихонов с детства мечтал стать актером. Правда стеснялся признаться своим родителям в том, что грезит о кино и театре и не хочет работать инженером. Только отучившись год в Автомеханическом институте, он решился исполнить свою мечту. В 1945 году Тихонов поступил во ВГИК. Во время учебы он снимается в экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1948, реж. Сергей Герасимов), где он познакомился со своей первой женой Нонной Мордюковой. Но роли, принесшие ему мировую известность, признание коллег и любовь миллионов зрителей, Тихонов исполнит намного позже. «Дело было в Пенькове» (1957, реж. Станислав Ростоцкий) - фильм, привлекший внимание зрителя к актеру. В нем Тихонов играет веселого и лихого парня, тракториста и гармониста Матвея Морозова. Завидный жених и совсем нежеланный зять, Матвей влюбляется в Ларису (Светлана Дружинина), дочку председателя колхоза. Но семейной идиллии помешала другая. Приехавшая из Ленинграда Антонина (Майя Менглет) влечет новобрачного с неведомой силой. И тот, кого недавно старожилы и человеком-то не хотели называть, величая «заразой», мимо кого «без молитвы не пройдешь», меняется на глазах. Если раньше Матвей ради забавы спаивал несчастных петухов, то теперь, страдая от любви к комсомолке и активистке Тоне, он, стесняясь перемен в себе, изо всех сил пытается помочь девушке в ее начинаниях. Тихонову за полтора часа удается с легкостью изобразить гамму чувств своего персонажа, изменения, происходившие в его душе, и при этом не превратить жестокого шутника в сопливого романтика.
В 1967 году на экраны выходит долгострой советского кинематографа фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Экранизация романа Льва Толстого снималась в течение шести лет, были потрачены миллионы рублей и задействованы тысячи людей. Можно сказать, тогда на кону стояла честь советского кино, ведь в 1956 году в США уже была отснята и показана американская версия экранизации романа. Тихонову предстояло сыграть Андрея Болконского и посоперничать с Болконским Мела Феррера. Лента вошла в историю мирового кино. А исполнение Вячеславом Васильевичем роли Болконского стало фактически каноническим. В 1969 году на 41 церемонии вручения наград премии «Оскар» фильм получил заветную статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Очередной нелегкой задачей для актера становится работа над сериалом «17 мгновений весны» (1973, реж. Татьяна Лиознова). Отточенная до мелочей игра Тихонова приковывает к себе внимание зрителя с первых кадров. В сериале есть интересный прием: закадровый голос озвучивает мысли и переживания Штирлица, например, его размышления о полученном приказе выяснить, кто со стороны Германии стоит за организацией переговоров с союзниками, и сожаление об участи Плейшнера. За несколько мгновений, пока звучит голос, Тихонову удается словно бы приоткрыть дверь в душу своего героя и тут же закрыть ее вновь: то, что узнал зритель, не должен знать никто. Вячеслав Васильевич не страшится крупных планов и способен передать сильнейшее напряжение и выдержку, что еще раз свидетельствует о его мастерстве.
Маленьким зрителям Тихонов знаком прежде всего по роли Ивана Ивановича, хозяина Бима в фильме «Белый Бим Черное ухо» (1976, реж. Станислав Ростоцкий). Известно, что играть с животными и детьми для профессионального актера – самая сложная задача: они не играют – они живут. В фильме о Биме Вячеслав Васильевич работает и вместе детьми, и вместе с очаровательнейшим псом. Сеттер Стиф и Иван Иванович Тихонова рассказали зрителям душещипательную историю о настоящей преданности и дружбе, положить конец которой не смогла и смерть. За свою карьеру Тихонов принял участие в съемках десятков фильмов, многие из них вошли в историю мирового кинематографа, обессмертив имя гениального актера.Елена Громова |
Рекомендуем |