Партнеры Живи добром

Биши Шелли. Романтик и рационалист


Начало XIX века для Европы сопряжено с вызреванием революционных идей, с недовольством по поводу не идеальности социального устройства, с устремлениями к свободе. В воздухе витают романтические идеи, о которых в один из своих приездов в Венецию точно и хлестко писал И. Бродский:

О, девятнадцатый век! Тоска по востоку! Поза
изгнанника на скале! И, как лейкоцит в крови,
луна в твореньях певцов, сгоравших от туберкулеза,
писавших, что – от любви.

Не трудно догадаться, чьей тенью навеяны данные строчки, – тенью Байрона, популярность которого, говоря современным языком, била рейтинги всех хит-парадов. Английская поэзия российским читателем воспринималась через призму творчества этого автора. Доходило до того, что молодые люди начинали прихрамывать, подражая своему кумиру, одна нога которого была короче другой. Ущербность тоже может быть модной. 

3.jpg

Читательский интерес стремится к универсальности, к сужению взгляда, к упрощению. Английская литература яркий тому пример. Для русскоязычного читателя XIX столетия имя Перси Биши Шелли (4 августа 1792 – 8 июля 1922) было практически неизвестно, несмотря на близость этого автора кругу Байрона. Неслучайно в литературоведческих статьях их фамилии стоят рядом друг с другом.

Шелли прожил короткую (29 лет), но невероятно насыщенную событиями жизнь. Это поэт-метафизик с романтико-рациональным подходом к действительности. С одной стороны, он пытается разложить мироздание на элементы, осмыслить его, подойти к явлению с прибором, испытать его экспериментально. В детские годы это отражается в химических и физических опытах, которыми в поместье своего деда он забавляет своих сестер. С другой стороны, его натура тяготеет к мистицизму, что выражается в интересе к загадочному. Он увлеченно выдумывает страшилки.

Детские годы Шелли трудно назвать счастливыми. Увлеченный, самобытный, пытливый мальчик с нежными чертами лица и ласковым характером постоянно подвергается насмешкам сверстников, которым нравится над ним измываться. В восемнадцать лет (1810) он поступает в Оксфордский университет, к этому времени им написано два романа «Цастроцци» и «Св. Ирвайн». Эти, абсолютно романтические, произведения находят своего читателя, но они не являются тем, что составит костяк творчества писателя. 

1.jpg

Эти годы стали для Шелли временем поиска своего пути в жизни и литературе. Именно в этот период крепнут его убеждения. Он анонимно публикует брошюру «Необходимость атеизма», за что его и отчисляют. В поэте сталкиваются противоположности: вера и безверие, рационализм и мистицизм.

Трудно разобраться в том, что является основой его поступков – идея или чувство. Так, например, он тайно женится на дочери богатого трактирщика, Гарриэт Уэсбрук, чтобы спасти ее от тирании отца. Их отношения заканчиваются трагически: Шелли влюбляется в дочь своего друга и учителя, Уильяма Годвина, чьими идеями о переустройстве мира увлечен. Как и в первом случае, он увозит семнадцатилетнюю девушку Мэри и тайно на ней женится. Эти отношения продлятся до конца его дней. Беременную же жену он обвиняет в измене и бросает. В итоге она покончит жизнь самоубийством.

2.jpg

Одним из самых плодотворных периодов жизни Шелли является итальянский период. В Италии окончательно формируется его поэтическая стилистика. Там он общается с Байроном, творчество которого ценит, а к образу его распутной жизни относится с нескрываемой брезгливостью. Вместе с ним он приобретает шхуну «Ариэль», на которой и гибнет во время шторма.

Для русской литературы открытие творчество Шелли – это открытие двадцатого столетия. Его стихи переводит К.Д. Бальмонт. В этой работе больше переводчика, чем переводимого автора, но, тем не менее, Шелли становится популярен у русского читателя прошлого столетия именно по бальмонтовскому трехтомнику.


Кирилл Сивков



 

Рекомендуем

Алисия Сильверстоун. «Девочка-мечта»
Эпоха комиксов
Питер Фальк: восхождение к Голливуду. Пример для подражания
БСО им. П. И. Чайковского открывает 89-й сезон
Расписание 33 сезона Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Мужская мода без гендерных границ
Люди и Страсти Игоря Владимирова
Тайна и Соблазн: о последнем фильме Стэнли Кубрика
Мать Тереза. «Я — карандаш в руке Бога, это Он пишет...»
Фильм Вима Вендерса «Соль земли», как попытка понять природу фотографии