Марина Неёлова: «Меня везде бросают, я везде несчастная!»
Удивительно, как мало молодых людей теперь знают это блистательное, прославленное в свое время имя: Марина Неёлова. Какое ничтожное число подростков может воскликнуть: «ах, какая же хорошенькая! Какие глаза лучистые, как искренне она играет, как великолепно держится на сцене и перед камерой!». Трудно представить, что сегодняшний зритель смог забыть о ней, бросить, как бросали её героинь вероломные или никчемные герои-кавалеры. Вместе с тем отчего-то приятно быть в этом элитарном меньшинстве, которому знакома её трогательная красота и грация, которое смотрит и пересматривает фильмы и наслаждается блестящей игрой неоднократно заслуженной артистки.
В биографиях великих актёров подобное часто встречается: семья не из творческой богемы, фронтовики, работяги. Но актёрство всё равно – единственный возможный путь, «голубая мечта» и осознанный выбор. Страшное волнение перед вступительным экзаменом, и вдруг... успех. Признание таланта строгими экзаменаторами ЛГИТМиК, на третьем курсе, первая роль в кино, в «Старой, старой сказке», и снова признание, на этот раз критиками и, главное, зрителями. У некоторых от успеха кружится голова, но только не у Неёловой – не лезет, не навязывается. Другой человек. Хотела работать с Товстоноговым в БДТ, но не решилась. Вместо этого, уехала из Северной столицы в златоглавую. Сначала выступала в Театре им. Моссовета, а затем, в 1974 году, перешла в Современник, где трудится и по сей день. Неелова быстро стала любимицей коллег по цеху, её выделяли как незаурядную актрису, чей талант невозможно держать в пределах одного амплуа или образа. Фаина Раневская отмечала, что творческая реализация Нееловой должна проходить при непосредственном участии творческого окружения, её дарование нужно пестовать и беречь совместными усилиями режиссёров и коллег-актёров.
Широчайший диапазон ролей, от сказочных до драматических, позволил, в конце концов, выделить главные черты Нееловой – артистки: она может сыграть всё что угодно, но больше всего ей подходит бытовой психологизм. Ей всегда удавалось играть таким образом, чтобы зрительницы могли моментально узнать в её героинях себя или своих знакомых. Сочетание женственности и сексуальности в манерах и внешности дополняются глубиной переживания, исключительной интеллигентностью и профессионализмом. Неёлова принадлежит к категории самокритичных актёров, идеалистов в профессии. Это же качество она ценит в коллегах. Пустые глаза на сцене, неспособность переключиться с обычного состояния на рабочее, погрузиться в роль – вот главные недостатки, которые она подмечает во многих молодых актёрах. Может быть, поэтому ей так изумительно дался в свое время дуэт с главным «фанатиком» советского кино и театра, Андреем Мироновым, в фильме «Фантазии Фарятьева». С восхищением она вспоминает, насколько серьёзно Миронов относился к своей роли, как всё время оставался недоволен собой, с каким остервенением раз за разом отрабатывал каждую реплику. Марина Неёлова не любит смотреть на себя со стороны. Главными комплексами всегда были миниатюрность и худоба, что становилось предметом дружеских подтруниваний со стороны коллег. Константин Райкин, к примеру, однажды изрёк, задумчиво разглядывая Неёлову: «А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются…».
Как любой профессионал, оттачивающий свои навыки и стремящийся к совершенству, Неелова прислушивалась к критике. Причем главными её судьями оставались родители. Мама не щадила профессиональную гордость дочери. Её сложные эмоциональные роли она комментировала так: «Ну что, Мариночка, тебе сказать? Ну, как ты есть истеричка в жизни, так ты и на сцене истеричка!». Если роль была более нейтральная, тогда: «Ну что, Марина, здесь ты не очень худенькая». Возможно главной причиной тому, что артистка Неелова теперь известна в основном только театралам – это большой перерыв в карьере. Замужество, семья и работа мужа–дипломата в определённый момент затмили даже страстную любовь Неёловой к театру. Вскоре, правда, стало понятно, что без театра никак не обойтись – актриса жила на две страны и регулярно летала в Москву на спектакли. Современник всячески подстраивался под сумасшедший график своей примадонны. Сейчас Марина Неёлова почти не появляется на экране, её творческая жизнь замкнулась в стенах Современника. Но поклонников у этого театра хоть отбавляй, и это, во многом, заслуга Неёловой. «Вишневый сад» и «Крутой маршрут», сколько бы десятилетий они ни ставились, смотрятся каждый раз как в первый раз, покоряя зрителя и провоцируя на самые сильные и искренние переживания.
Елизавета Савостьянова
|
Рекомендуем |