Никита Михалков. «Кино – это диагноз».Народный артист России, оскароносный режиссер Никита Сергеевич Михалков празднует свое 70-тилетие. Редкий кинематографист может похвастаться одновременно талантом, как режиссера, так и актера. Даже если Михалков появится в картине на одну минуту, вы запомните этот эпизод и будете обсуждать, словно эта роль главная. Нагловатый официант из «Родни» и режиссер из «Полетов во сне и наяву» запомнились зрителям не меньше, чем, например, проводник Андрей из «Вокзала на двоих» и Паратов из «Жестокого романса». Это является показателем настоящего, профессионального артиста, каким является Никита Сергеевич. За последние 10 лет у актера Михалкова были две роли, которые хотелось бы особо отметить. Обе роли были исполнены в кинокартинах Алексея Балабанова. «Мне не больно» (2006), где Михалков играет сентиментального бизнесмена Сергея Сергеевича, и фильм «Жмурки» (2005), в котором Никита Сергеевич исполняет роль придурковатого криминального авторитета Сергея Михайловича. В этих фильмах перед нами предстает Михалков новый, не советский, современный и будто снова молодой. Он открыт всему новому, открыт для экспериментального, авторского кино и не боится остаться непонятым. «Неважно что, важно с кем» (с) Михалков.
«Меня не интересует, как жить нельзя, возьми камеру и пойди по стране. Меня интересует, как жить можно», - говорит Михалков. В своих фильмах Никита Сергеевич всегда оставляет надежду на лучшее, верит в свой народ. К созданию кино Михалков относится крайне серьезно. Для него съемочная площадка является отдельным миром, со своей атмосферой, в которой он живет по-настоящему. «Кино это жизнь», - говорит режиссер Михалков. Во время работы над картиной, его всегда окружает сплоченная и верная мэтру команда в составе сценариста и художника Александра Адабашьяна, композитора Эдуарда Артемьева. До 2003 года оператором фильмов Михалкова был великий Павел Лебешев. Кончина товарища для Никиты Сергеевича стала трагической утратой. «Атмосфера это люди, которые меня окружают» (с) Михалков. Когда Никите Сергеевичу, как человеку верующему, задали вопрос, какой грех он считает самым страшным, он ответил «неучастие». В его картине «12» в конце он забирает к себе парня, которого оправдали, но ему некуда идти, стоит ему выйти на улицу, и его убьют. Для мальчика лучше было бы остаться в тюрьме. Но присяжные сделали свое дело, а что ждет его дальше, никого не волнует. Ведь он невиновен, и они это доказали. Герой Михалкова, бывший военный, единственный из всех предлагает оставить парня в тюрьме, но остальные присяжные не соглашаются, на этот шаг. «Как же так! Ведь человек невиновен! Я не смогу спокойно спать, если буду знать, что невиновный сидит в тюрьме», - заявляет один из героев. А если парня отпустить ничего хорошего с ним не будет. Когда встает вопрос о том, что заключенному понадобится помощь при освобождении, выясняется, что у всех свои дела, и ни у кого нет времени на благотворительность. Поступком своего героя, Никита Сергеевич хотел сказать о необходимости быть внимательнее к тому, что происходит вокруг тебя. Ничего нельзя пропускать, участие и ответственность спасет нас.
Никита Сергеевич не раз, шутя, говорил: «Кино - это диагноз». Человек не может работать в кинематографе, если для него это работа с 9ти до 18ти, ничего путного из этого не выйдет. По фильмам Михалкова видно, что каждый из них прожит, пропущен через себя. Приглашая артистов в свою картину, Михалков ставит перед ними условие - пока они снимаются у него, все остальные режиссеры могут о них забыть. Для него важно полное погружение артиста в атмосферу кино. Почти во всех своих фильмах Никита Сергеевич уделяет большое внимание природе России, пейзажи нашей страны захватывают дух. Михалков гордится своей землей и хочет, чтобы каждый зритель также гордился. Работа с Никитой Сергеевичем - это честь для любого артиста. Легендарный Михаил Ульянов в своем дневнике писал по поводу съемок в картине «Без свидетелей» (1983): «Работа с Никитой Михалковым – большая и серьезная школа. Почему? Я работал со многими крупнейшими режиссерами нашего кино. С каждым по-разному нужно было находить свой язык. С Михалковым было и легко, и тяжело, и уверенно, и напряженно. Он один из самых, может быть, точно и тонко чувствующих время режиссеров. Н.Михалков жестко и беспощадно относится к приблизительности в решениях сцен и к непрофессиональности их исполнения». Никита Сергеевич внес и продолжает вносить неизмеримый вклад в духовную жизнь России не только своей творческой деятельностью, но и личным примером грамотности и образованности. На своих творческих вечерах режиссер говорит об отечественной живописи, литературе, музыке и разбирается во всем этом на внушительном уровне. Хочется надеяться, что молодежь, глядя на Никиту Сергеевича и слушая его монологи, захочет учиться, изучать культуру своей страны. Юбилей Никиты Михалкова - это не только праздник кино, это праздник русской культуры! Вера Кузнецова |
Рекомендуем |