Партнеры Живи добром

Обещать – не значит жениться («Эмма.», реж. Отем де Уайлд)


"Эмма." Источник: Universal Pictures 

Как сообщает нам постер, Эмма Вудхаус «остроумна, талантлива, обеспеченна». Первый и единственный титр в самом начале добавляет, что также она «красива, умна и богата», и «живёт на свете двадцать первый год, не ведая горестей и тревог». Одним словом, Эмме явно повезло – похоже, ей можно только позавидовать.

Да вот только завидовать нечему. Прозябающая в сельской английской глуши барышня явно не знает, чем себя занять, и от скуки (хотя, скорее из-за природной склонности) занимается тем, что манипулирует людьми. То есть устраивает судьбы знакомых и семейное счастье своих подруг, считая себя настоящим знатоком человеческих душ и мастером романтической интриги. Естественно, она ошибается. А всё потому, что эта юная особа с детства избалованна и эгоистична и живет в полной уверенности, что весь мир вращается исключительно вокруг неё одной.

"Эмма". Источник: Universal Pictures

 
В 2020-м году кажется, что уже не осталось такого произведения Джейн Остен, которое ещё не было бы экранизировано по меньшей мере трижды. Но вот за последние несколько лет сперва выходит «Любовь и дружба», затем появляется сериал «Сэндитон», и настаёт черед «Эммы». Не самый известный роман Остен (хоть уже и тоже несколько раз экранизированный) оказывается в руках Отем де Уайлд, создательницы музыкальных видеоклипов, которая выбирает «Эмму» в качестве материала для дебюта в большом кино. При создании фильма ей помогает канадско-новозеландская писательница Элеанор Каттон («Светила»), отвечавшая за адаптацию классического текста и превращение его в сценарий.

С первых же кадров чувствуется, что создатели фильма ставят перед собой цель позабавить и рассмешить современного зрителя таким очаровательно несуразным, уютным – и бесконечно далеким от нас! – миром XIX века. На рассвете, пока ещё темно, Эмма совершает прогулку в оранжерею, чтобы собрать цветов для своей подруги, а слуга за её спиной несёт фонарь дабы осветить ей путь. Её папà больше всего на свете боится сквозняков и постоянно пересаживается с кресла на кресло, заставляя слуг то и дело менять их положение и переставлять ширмы, чтобы не дуло. Священник в местной церкви путает слова, соседка ужасно болтлива, а при слове «снег» за званым ужином все тут же готовы вскочить из-за стола и бросится к каретам, чтобы не простудиться.

"Эмма." Источник: Universal Pictures

Одним словом, перед нами – типичный водевиль. Комедия положений (а не нравов, как было у Джейн Остин), в которой акценты расставлены так, что персонажей воспринимаешь не как живых людей, а как комические функции. Всё нарочно, всё искусственно, всюду сплошной гротеск. И эта интонация в итоге играет с фильмом дурную шутку: когда во второй половине «Эмма.» пробует встать на мелодраматические рельсы, ей это не удаётся – комедия побеждает, и интрига тонет в комических эскападах героев. А зритель, настроившийся на юмористическую волну, оказывается уже не в состоянии переключиться.

Весь фильм Отем де Уайлд строит как набор коротких забавных эпизодов, соединенных между собой ритмичными дробными переходами, так что из диалогов бывает сложно понять, кто кому кем приходится и в каких отношениях состоит. Эти сценки сопровождаются почти не смолкающей музыкой (а выбор музыкального сопровождения здесь полностью созвучен эпохе – сплошь оперные арии и народные английские и шотландские песни), и потому их больше воспринимаешь как последовательность отдельных стоп-кадров, чем как внятный рассказ. Этому во многом способствует монотонность ритмического рисунка фильма на всём его протяжении, которая почти без изменений сохраняется до самого конца. 


"Эмма." Источник: Universal Pictures


Однако отсутствие внятной и увлекательной интриги, рыхлый сюжет и прочие недостатки картины с лихвой искупаются её изобразительной стороной и изумительным цветовым решением. Работа художников восхищает в первую очередь безупречным вкусом, затем – изысканной тонкостью колористических решений и, наконец, окончательно обезоруживает своим до мелочей продуманным разнообразием. Каждый новый выход героини в свет заставляет глаз радоваться, всматриваясь в складки платья и малейшие швы и узоры на ткани, а её шляпки и вовсе можно было бы использовать в качестве головных уборов английской королевы на скачках в Аскоте. Не отстают в этом отношении и другие персонажи, и костюмы вместе с декорациями в итоге и задают настроение для каждой сцены и создают общую атмосферу. Сложности художникам добавляло ещё и то, что фильм показательно разделен на четыре времени года; в каждом – своё освещение, свой преобладающий оттенок и цвет. Но самое главное, что в костюмах оскароносной художнице Александре Бирн («Волшебная страна», «Елизавета», «Золотой век») удалось найти золотую середину между гротескным преувеличением и аристократическим изяществом. То есть сделать то, чего, увы, не удалось Отем де Уайлд при работе с актёрами.

"Эмма." Источник: Universal Pictures 

Хотя кастинг здесь как на подбор: молодое поколение в лице Ани Тейлор-Джой («Ведьма»), Джоша О`Коннора («Корона», «Дарреллы»), Мии Гот («Суспирия», «Эверест») и звёзд сериала «Sex Education» встречается с ветеранами британского экрана Биллом Найи, Рупертом Грейвзом и Мирандой Харт. Но ощущение такое, что актёры не играют, а только понарошку обозначают эмоции и действия своих персонажей, – и от этого им трудно по-настоящему сопереживать. Это смешение двух поколений, пожалуй, лучше всего иллюстрирует неопределённость создателей новой «Эммы.» относительно целевой аудитории: для молодёжной она чересчур степенна и канонична (это явно не «Дикинсон»), а для возрастной – недостаточно стилистически выдержана. И в любом случае проигрывает в сравнении с классическими экранизациями Джейн Остин вроде «Гордости и предубеждения» и «Разума и чувства» (обе - 1995). Другой вопрос, что, возможно, создатели «Эммы.» и не ставили перед собой цели сказать что-то новое в выбранном жанре, а просто хотели сделать приятное и необязательное костюмное кино, сохранив весь необходимый набор компонентов, как то балы, джентльмены, поместья, костюмы, разговоры о погоде и любовные интриги. Это им удалось. И всё же эта экранизация вряд ли станет для Джейн Остин последней (будем надеяться, что нет). Так что пресловутая точка в названии выглядит несколько самонадеянной – уместней было бы многоточие. 


 


«Эмма.» – смотрите в онлайн-кинотеатрах.
 

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Что? Где? Когда? Ноябрьский культурный марафон
IV Всероссийский фестиваль «МОНОfest-2017»
Кирилл Лавров: «Рыцарь петербургского образа»
Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)
Иннокентий Смоктуновский. 90 лет со дня рождения легенды
Пять сказок про любовь ("Про любовь. Только для взрослых" проект Анны Меликян)
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
Mercedes-Benz Fasion Week Russia: самые красивые коллекции третьего дня
Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)
Разбирая Вуди. "Мужья и жены" в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова