Партнеры Живи добром

Она идет в бой ("Мулан", реж. Ники Каро)


"Мулан". Источник: Disney


Мулан (Лю Ифэй) забрала меч отца, облачилась в его доспехи и вместо него убежала защищать родину от очередного нашествия жестоких кочевников. Если в армии узнают, что Мулан – девушка, а не мужчина, семью ждет позор. Так вкратце можно передать фабулу известного диснеевского мультипликационного фильма 1998 года и игровой ленты, которая выходит в российский прокат в сентябре 2020.

Оба проекта основаны на китайской легенде. Диснеевская мультипликационная интерпретация в Китае была встречена прохладно, в адрес картины сыпались упреки в том, что ее создатели как минимум не разобрались в традициях страны. Новый продукт учитывает ряд замечаний, прозвучавших в сторону мультфильма. Например, на экране не появится Мушу, вызвавший особое негодование, ведь для китайцев дракон – величественное создание, а не мелкий юморной зверек, как «помощник» Мулан.

Однако отсутствие Мушу далеко не единственное отличие игрового фильма от мультипликационного. Студия лукаво проговаривает: историй о Мулан может быть много, со зрителем поделятся лишь одной из них. Вынуждены признать: повесть о китайской воительнице 2020 мало похожа на ту, что нам рассказывали в детстве. И дело не в том, что в игровом фильме появились новые персонажи и не все знакомые герои пробились в кино, а в концептуальной проработке и другом настроении.

«Мулан» 1998 года – музыкальный мультфильм с достаточно сильной комедийной составляющей. Сверчок, приносящий удачу, солдаты, советник императора и, конечно же, Мушу – все они были прописаны с юмором и не стеснялись перетягивать зрительское внимание с главной героини на себя. Вознамерившийся вернуть пост и расположение предков озорной дракончик – едва ли не самый запоминающийся персонаж мультфильма о, казалось бы, рискующей всем девушке. «Мулан» наших дней – кино принципиально иного толка, и места для юмора в нем осталось ощутимо меньше, как и для музыки, которая чаще просто по-голливудски воодушевляюще звучит за кадром и не претендует на одну из главных ролей.

Фильм 2020 года не допускает того, чтобы жизнь женщины в патриархальном мире превратилась в историю о деве в беде, теряющейся на фоне более ярких героев. Мулан отныне самостоятельнее и не пытается разобраться в том, «кто эта девушка». Она прекрасно осознает свою силу (почти супергеройскую) и то, на что способна. Проблема не в Мулан, обманом пересекшей границу между мирами мужчин и женщин, а в том одном, общем для всех мире, где женщине добиться признания и получить должность, которой она достойна в силу способностей и навыков, тяжелее, чем мужчине. Фильм гораздо четче артикулирует эту мысль, чем мультфильм.


"Мулан". Источник: Disney


«Мулан» 2020 пытается говорить о месте женщины в политике, о ее праве не только распоряжаться своим телом и своими доходами, но и на равных с мужчинами решать вопросы вооруженных столкновений, охраны государственных границ. Этой темы касается и другой недавний проект – основанный на реальных событиях сериал «Миссис Америка», где Кейт Бланшетт играет Филлис Шлэфли, в 1970 гг. возглавившую консервативное движение против поправки о равных правах для женщин и мужчин. Несмотря на то, что Шлэфли выступала против феминисток, фактически она столкнулась с проблемами, с которыми те боролись. Героиня Бланшетт мечтала о политической карьере, и ее интерес был сконцентрирован на внешней политике США. Занять желаемую должность Шлэфли мешала гендерная дискриминация.

Стоит признать, упоминание сериала «Миссис Америка» в тексте, посвященном «Мулан», – незаслуженный комплимент для фильма. Пусть новый диснеевский проект и затрагивает важные проблемы, и даже режиссерское кресло воротилы киноиндустрии отдали женщине – Ники Каро, но на одной лишь фем-повестке кино не держится. Безусловно, в картине есть и очень трогательные, и очень забавные, деликатно и ловко сделанные эпизоды. Но фильм многое теряет, потому что трансформация мышления практически всех ключевых персонажей показана поверхностно и неубедительно, а противопоставления лишены тонкости и сделаны совсем уж в лоб.



Елена Громова



 

Рекомендуем

Сергей Бодров: «Человеку нужен человек»
Страшно счастливые («Убийство священного оленя» реж. Йоргос Лантимос)
Выставка «Фарфоровая душа»
Лучезарный архитектор Шарль ле Корбюзье
Бородатые истории
Святослав Бэлза. «В разлуке есть высокое значенье...»
Советская мода 60 — 80 годов: от элегантности до вульгарности
Новогодний гастрольный тур БСО им. П. И. Чайковского
Церковь Воскресения Христова: реставрация завершена
Габриэль Джебран Якуб: «Скрипичное мастерство — это мир, объединивший науку и музыку»