Партнеры Живи добром

Поминки по-русски ("Гив ми либерти" реж. К. Михановский)


"Гив ми либерти". Кадр предоставлен прокатчиком.


Русский американец Вик (он же Виктор, играет его дебютант Крис Галуст) работает водителем медицинского транспорта в Милуоки. Его пассажиры – люди с ограниченными возможностями здоровья. Кого-то он везет на работу, кого-то в Эйзенхауэр центр, где сегодня должен пройти конкурс талантов. А «сегодня» у Вика выдалось жарким. Родной дедушка парня готовит курицу по хитроумному рецепту – выглядит смешно, но последствия пугающие. Еще дедушка собирается на кладбище – хоронят его подругу Лилю. Вместе с ним на похороны едут едва ли не все русско-еврейские соседи умершей. Вот только автобус куда-то запропастился, и ждать его больше нет времени – Лилю могут похоронить в полном одиночестве. Не порядок. Шумная толпа деловитых бабушек и дедушек с аккордеоном в придачу донимает Вика – отвези на кладбище. Делать нечего, в маленький медицинский фургон набиваются знакомые Лили и вносят коррективы в его рабочий маршрут. Это не нравится постоянной пассажирке афроамериканке Трейси (Лорен «Лоло» Спенсер), она остра на язык, знает свои права и знает, куда надо звонить в подобных ситуациях. Вик рискует остаться без работы. Милуоки бунтует: афроамериканцы устали от произвола полицейских, некоторые районы перекрыты. Переполненный медицинский микроавтобус летит по холодным улицам в надежде успеть на похороны.

«Гив ми либерти» третий полный метр Кирилла Михановского. В 2006 его дебют «Сны о рыбе» получил в Каннах Приз Regards Jeune в рамках недели критики. Спустя много-много лет он работал над «Дубровским» (2014) с Данилой Козловским в главной роли. И только теперь на экраны выходит его новый фильм – нервный, лиричный, удивительно душевный, лишенный и тени манипулятивности по отношению к зрителю и героям ленты. Михановский хорошо понимает и чувствует мир, о котором рассказывает. Он и сам переехал в США, живет в Висконсине и даже работал водителем медицинского транспорта. Нет смысла не доверять ему. В его фильме представлена не картиночная Америка, где каждый отец семейства – супермен, уделывающий в одиночку мафию, а город без напускного лоска, проблемный, но с душой. А душа его люди.

В «Гив ми либерти» в одном микроавтобусе уживаются представители разных социальных групп, всем им приходится несладко, но они как-то выкручиваются, живут и в соседе видят прежде всего человека, а не набор расхожих ярлыков. Михановский мог бы тысячу раз оступиться и свалиться в ворох штампов, сделать клюквенный компот о том, каково русским на чужбине, но как-то удерживается. Удерживается и от высокопарных нравоучений и самозабвенного чтения морали. Хотя, казалось бы, американская мечта маячит на горизонте: мама Вика хочет, чтобы работа у сына была попроще и попрестижней. Трейси передвигается на инвалидном кресле и тащит на себе всю свою большую семью. А тут еще и Дима (Максим Стоянов) нежданно-негаданно появляется на пороге и утверждает, что он племянник Лили, влюбляется в Трейси, переключается на сестру Вика Сашу (Дарья Екамасова), флиртует с охранницей в общежитии, где живут Вик и его дедушка. И как флиртует! Михановский аккуратно работает с каждым героем, все портреты здесь созданы с вниманием, без грамма слащавости и с оправданной дотошностью.

Большую часть ролей в «Гив ми либерти» исполнили непрофессиональные актеры. Криса Галуста, сыгравшего Вика, случайно заприметили в булочной. Он – электрик из Бруклина, в кадре смотрится настолько органично, что кажется, у Вика нет кожи – обнаженная душа на ладони. Ему ни в чем не уступает Лорен «Лоло» Спенсер. Ее Трейси сильная, нежная, незабываемая. Людей с ограниченными возможностями здоровья у Михановского играют люди с ограниченными возможностями здоровья, и никто не бьет на жалость. «Гив ми либерти» вообще не история из разряда «слезовыжималок». Здесь шикарные бабушки и дедушки, способные кого угодно довести до белого каления за пару минут. От их возмущений закладывает уши, но как же они прекрасны и узнаваемы! «Let my people go» в их исполнении – одна из жемчужин фильма Михановского, легендарная композиция, обрастающая новыми смыслами в путешествии такой пестрой компании. Максим Стоянов и Дарья Екамасова – профессиональные актеры, они не перетягивают одеяло на себя и в то же время не переигрывают на фоне дебютантов. Непрофессиональные актеры и профи актерского ремесла хорошо сработались и создали на экране настоящую семью, где есть место тревогам за близких, веселью и песням.

«Гив ми либерти» – русскоязычная транскрипция оригинального названия, остроумное, ловкое и уместное решение российских прокатчиков. Ведь фильм Михановского многоголосый, многонациональный, и говорит он на разных языках о чем-то очень важном – о единении, принятии, любви к ближнему и влюбленности, надежде на простое человеческое счастье посреди объятого волнениями города. Это прекрасный пример американского независимого кино, созданный рожденным в России режиссером, и очаровательная черная комедия, сопротивляться обаянию которой невозможно.


"Гив ми либерти". Кадр предоставлен прокатчиком.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Роберт Фрост. Тихая тень в непохожем мире
Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон
Татьяна Лиознова - «Железная леди» отечественного кино
Дни Берлинского кино в Москве
Алексей Франдетти: «Мне интересно быть в числе тех, кто поднимает российское кино»
Кино. Премьера. "Высотка"
Галина Уланова. «Мона Лиза русского балета»
«Титаник». Всё, что осталось за кадром
«Плачущие утешатся»: российские деятели культуры о ситуации в Беларуси
Анна Серова "Я постоянно нахожусь в творческом процессе и эволюции знаний."