Роми Шнайдер. Часто воспоминание самое прекрасное в жизни
Отличаясь невероятной красотой и большим талантом, она попала в киноиндустрию уже в 15 лет. В первую очередь это заметила ее мать, Магда Шнайдер, немецкая актриса. Вместе с дочерью они работали в мелодрамах «Когда цветёт белая сирень» (1953) и «Марш для императора»(1955). Это был дебют для юной Роми, после чего она полностью погрузилась в пучину актерской профессии. Родительница гордилась своей дочерью, строила планы на дальнейшую творческую деятельность. Но Магда Шнайдер, одна из известных немецких актрис, даже представить себе не могла, как далеко пойдет Роми, которая очень быстро затмила игрой и обаянием свою матушку. Первое появление не произвело невероятного фурора, однако было положительно отмечено режиссерами и кинокритикой. Эти съемки стали путевкой в жизнь для начинающей актрисы. В 1955—1957 годах Роми снялась в роли австрийской императрицы Елизаветы в кинотрилогии режиссера Эрнста Маришки «Сисси». Это был триумф девушки, загорелась ее звезда! Роми Шнайдер добилась международного признания и имела оглушительный успех после выхода трилогии, но оказалась заложницей этого сусального кинообраза. В своих интервью до конца жизни Роми неустанно повторяла, что между ней и Сисси нельзя ставить знак равенства. Это всего лишь роль, сыгранная в юном возрасте. Она ненавидела тот образ, который принес ей бешеную популярность. Все это было значительно позже, а пока совсем молодая девушка без жизненного опыта, но с большими гонорарами и всемирной известностью пыталась вырваться из-под крыла матери на свободу. Роми раздражали сентиментальные киноленты, в которые ее постоянно приглашали. И, кажется, она отказывалась. Но влияние Магды, ставшей подобием агента, было куда сильнее. Это она занималась гонорарами дочери, это она постоянно поучала девушку. И сложно в этом ее упрекать, ведь мать, которая любит свое дитя всегда переживает и старается помочь. Когда Роми стала востребованной актрисой, мать забросила собственную творческую деятельность и полностью посвятила себя устройству карьеры дочери. Именно Магде Шнайдер удалось заполучить контракт на съемки в «Кристине», мелодраме Пьера-Гаспара Юи. После этого жизнь Роми превратилась в своеобразный снежный ком, ядром которого был человек, ставший властителем ее сердца на долгие годы. Поскольку «Кристина» относилась к очередной сентиментальной истории, то Роми восприняла это сотрудничество в принудительном порядке. С матерью, которая сопровождала ее в Париж к началу съемок, Роми почти не разговаривала, считая, что она, взрослая и неглупая барышня, может сама распоряжаться собственной жизнью. В парижском аэропорту, куда прибыли Роми Шнайдер и ее мать, юную звездочку уже ожидали журналисты и молодой француз, который вручил ей букет алых роз. Тогда на этого видного юношу не обращали особого внимания. Взгляды публики и прессы были устремлены исключительно на Роми. Мсье Ален Делон, так звали молодого человека, смерил ее критическим взглядом и, повернувшись к другу, тихо пробормотал: "Надутая немецкая гусыня". Можно только догадываться, была ли эта фраза полна зависти или эмоционального всплеска, только Ален был малоизвестным актером, которому чудесным образом досталась главная роль в «Кристине». Только спустя несколько лет, карьера Делона пойдет в гору, он проявит свой талант, который вкупе с безупречной внешностью сделает его легендой французского кино и секс-символом 1960-1980 годов. Отношения на площадке у актеров главных ролей не заладились с самого начала. Ален вел себя грубо, порой насмешливо, а Роми была манерной особой, её цепляли выпады коллеги, в результате она ходила обиженная и расстроенная. То и дело на ровном месте возникали ссоры. Часто можно услышать фразу, что от любви до ненависти один шаг. А наоборот? И такое не является исключением. Именно их враждебное отношение друг к другу привело к развитию романтических чувств. Это была безумная любовь, амбициозные порывы которой освободили Роми от родительского контроля. После съемок фильма, заключительная часть которого создавалась в Австрии, девушка должна была лететь в Кёльн, чтобы читать сценарии и готовиться к новой роли. А Ален, соответственно, отправился на родину, его ждал Париж. "Я поняла, что не смогу вести прежнюю жизнь: гулять, давать автографы, читать сценарии, - вспоминала позже Роми. - И я взяла билет на самолет Вена-Париж. Что поделаешь? Тогда я была такая. Всегда и во всем хотела идти до конца" Любовь вела ее к новой жизни в чужой стране, неведомой для нее, где нужно было самостоятельно принимать решения, справляться с трудностями. Тогда Роми Шнайдер не остановило ни отсутствие знания языка, ни то, что она будет жить с мужчиной вне брака – родина актрисы не поняла и не приняла этот поступок. В тот момент девушке было наплевать, ведь они с Аленом любили друг друга, а для нее это было самым главным. Магда Шнайдер и отчим Роми, господин Блатц-Хайм, обрывали телефон и засыпали дочь телеграммами с просьбами о возвращении. Они не приняли Делона, к тому же видели в самостоятельных поступках Роми непоправимые ущербы карьере. Они ругались и прекращали общаться, потом снова звонил телефон, и все начиналось сначала: просьбы-уговоры-ссоры. Вскоре мать поняла, что оттащить Роми от парня-разгильдяя невозможно. Магда написала дочери письмо, в котором была только одна просьба - узаконить отношения с Аленом! Молодые люди спешно выехали к родителями Роми. Германия встретила их хлесткими заголовками и яркими передовицами газет. "Французский пройдоха украл невинность Германии". В день обручения, 22 марта 1959 года, одна из газет выдала в передовице: "Мы любили ее, пока она оставалась Сисси, и возненавидели, когда она сбежала с юношей по имени Ален Делон. Как жаль, что она стала продажной девкой!" Алену было это все безразлично, как и уже не сложившиеся отношения с родными невесты. Он ненавидел этот великосветский фарс, пустые разговоры и приемы в парадных костюмах. Молодой человек был «из другого теста», ему было чуждо все, что касалось бомонда. Но Роми он любил. Поэтому поддался уговорам отчима девушки, чтобы обручиться. Но кто мог тогда подумать, что разница миров, из которых они происходили, сыграет с молодой парой злую шутку… Они снова вернулись в Париж, обрученные и счастливые. Ален занимался актерской карьерой, пытался встать на ноги и «сделать себя». Роми тоже много работала, ведь у нее еще были контракты на фильмы: «Катя», «Прекрасная лгунья» и «Ангел на земле». Но и их время прошло, а новой работы у Роми все не появлялось. Пустота. Во Франции ее не воспринимали, как состоявшуюся актрису, да и вообще как актрису, в то время как у Алена Делона шел фильм один за другим. Летом 1960-го Роми приехала к Алену на выходные на Искью. Там проходили съемки фильма Рене Клемана «На ярком солнце». Ее жених без умолку рассказывал о чудесном режиссере Лукино Висконти и настаивал на знакомстве. И когда Ален был на очередных съемках в Риме, он попросил приехать туда и Роми, чтобы она увиделась с Лукино. Речь за столом на приеме у именитого режиссера шла о спектакле «Нельзя её развратницей назвать» по пьесе Джона Форда, который Висконти собирался поставить. Хозяин заметил, что Роми идеально подошла бы на роль партнерши Алена в этой постановке. «Абсурдная идея. Я попыталась объяснить Висконти, что его идея — просто абсурд. Девочка совсем без сценического опыта должна играть английскую пьесу на французском языке с итальянским режиссёром? Да критики просто порвут меня на куски». Однако Висконти был непреклонен, и вскоре Роми Шнайдер уже готовилась к новой роли. Ей наняли преподавателя сценической речи, преподавателя фонетики и дикции французского языка, в общем – подготовка к театральной сцене шла полным ходом. Долгое время Роми пребывала в состоянии стресса. Работать над собой было трудно, очень многое не получалось, отсутствовала естественность на сцене, но какой-то неведомый двигатель заставлял ее продолжать готовиться к этой роли, а не бросить все, как хотелось. И результат оправдал себя, пусть и не в полной мере. Критик Жан-Жак Готье написал уничтожающую рецензию, где разгромил и пьесу, и постановку, и Алена Делона. Только игра Роми Шнайдер была милостиво замечена в положительном свете. Другие же рецензенты были куда благосклоннее. После того как Роми Шнайдер была наконец-то замечена парижской публикой и снова обратила внимание на себя, она сыграла роль Нины Заречной в «Чайке» по А.П. Чехову. Треплёва должен был играть Ален Делон, но он отказался ради главной роли в фильме «Марко Поло». Впервые на гастролях Роми оказалась без возлюбленного. Они тосковали в разлуке и часто писали друг другу нежные письма, чтобы на расстоянии не чувствовать себя так одиноко. А потом был Голливуд. Ослепляющий, манящий, где-то там, за Атлантическим океаном, Роми Шнайдер тоже ждали. Первый раз она поехала туда, чтобы познакомиться: с культурой, с людьми, с киноиндустрией. Каждый день встречи, выступления на радио, на телевидении, обеды, ужины, завтраки – все это в бешеном ритме. Роми лишь изредка могла выспаться. Америкой она была поражена: дамы, которые ходят по улицам в дорогих меховых манто, кексы «с кетчупом», атмосфера свободы и непринужденности – все это так впечатлило актрису, что она обязательно осталась бы там дольше. Но пора было улетать снова в Европу, чтобы вернуться. Вернуться в 1962 году, когда ее пригласили на съемки в фильме «Процесс» Орсона Уэллса. Позднее актриса отметит эту роль, как одну из наиболее значимых в своей карьере, как и Орсон Уэллс считал «Процесс» лучшим своим фильмом. Картина получила множество положительных отзывов, однако не помогла закрепиться звездочке Роми Шнайдер на Голливудской «Аллее славы». Однажды в руки Роми попалась газета с фотографией Алена, у которого на коленках устроилась симпатичная блондинка. "Флирт или любовь?" – гласила подпись под фото. Актриса не могла поверить – ее счастье вот-вот обрушится. Возлюбленный успокоил девушку увещеваниями в том, что это «желтуха» и не стоит обращать на нее внимания. Роми, казалось, поверила. Но для себя она уже поняла: их с Аленом разделает огромная пропасть. Они стали чужими друг другу. В 1964 году актриса получила от Делона письмо, из которого узнала, что Ален женится на актрисе Натали Бартелеми и просит прощения за все у Роми. Это был крах, падение всего мира Шнайдер. Чудом ей удалось пережить этот разрыв. Никто не мог подумать, что после обручения и 6 лет совместной жизни одна из самых красивых актерских пар расстанется. Однако, несмотря на частую смену жен и любовниц, Ален не мог окончательно расстаться с Роми и мчался к ней по первому ее зову. У них были роли в одних и тех же фильмах уже позднее, например, «Бассейн» Жака Дерэ. И, несмотря на то, что у Делона была уже новая любовь (с Натали он развелся), а Роми Шнайдер состояла в браке с немецким режиссером Харальдом Хаубенштоком, от которого родила сына, между бывшими возлюбленными продолжала существовать тонкая ниточка, которая связала их на всю жизнь. Спустя 9 лет брака, Роми расстается со своим супругом. Режиссеру было очень сложно пережить разлуку с сыном. К тому же, его часто преследовали депрессии, мигрени вкупе с алкогольной зависимостью и лекарствами. Еще через четыре года после развода Харольд наложил на себя руки. Он повесился на пожарной лестнице своего дома в Гамбурге. Все это время Роми Шнайдер работала без устали. Она находилась на пике своей карьеры и могла свободно выбирать себе роли, работала с выдающимися режиссёрами и актёрами — Ричардом Бёртоном, Жан-Луи Трентиньяном, Клаусом Кински и Джейн Биркин. В 1975 году она снялась в фильме «Главное — любить» Анджея Жулавского, где сыграла роль актрисы-неудачницы по имени Надин. За эту роль Роми Шнайдер получила свой первый «Сезар». В своей речи на вручении она поблагодарила своего мастера и друга Лукино Висконти, умершего за несколько недель до этого. Роми снова выходит замуж. На этот раз ее избранником стал личный секретарь актрисы Даниэль Бьязини, который был младше ее на 11 лет. В этом браке у нее рождается дочь Сара, которая тоже станет актрисой, но успешность своей матери она не унаследует. Очередное хрупкое женское счастье оказалось кратковременным и быстро разрушилось. Отголоски прозвучали, когда ее первый муж покончил с собой. Актриса винила себя в том, что не уделяла Харальду достаточно внимания. Потом появились непримиримые противоречия со вторым мужем. Брак снова оказывается неудачным, и в мае 1981 года пара разводится. В том же месяце Роми Шнайдер провели серьёзную операцию по удалению правой почки, на которой была обнаружена доброкачественная опухоль. Осознав, что ее личная жизнь не может быть устроена: то ли потому что она слишком свободолюбива, то ли потому, что любила и вовсе один раз – Алена Делона, актриса решает посвятить себя двум направлениям: дети и любимая работа. Но и этим планам не суждено было принести счастья. Не успела Роми получить документы о разводе, как ее 14-летний сын Давид погибает в результате несчастного случая. Мальчик забыл ключи дома и попытался перелезть через забор при доме родителей Бьязини, но сорвался и упал на колья металлической ограды. Ранения, не совместимые с жизнью. Эту травму Роми Шнайдер так и не смогла пережить. Ален примчался к ней, как только узнал обо всем. Именно Делон занимался похоронами Давида, потому что понимал, что его бывшая возлюбленная не в силах вынести такое большое горе. Он был рядом столько, сколько ей было необходимо. Роми замкнулась в себе, и лишь Ален мог хоть как-то вытягивать женщину из апатии. "День, когда я перестану доверять тебе, станет последним в моей жизни", - эту реплику из фильма "Кристина" Роми часто повторяла про себя. Она доверяла Делону до конца своих дней. Актрисы не стало 29 мая 1982 года. Пресса выдала ее смерть за самоубийство, но медицинская экспертиза опровергла эти сообщения. У Роми Шнайдер случился разрыв сердца. Несмотря на то, что ее жизнь после смерти сына немного выровнялась, у актрисы даже появился возлюбленный, это не помогло ей пережить горечь утраты. Каждая из представительниц прекрасного пола мечтает о простом женском счастье. В современном мире это дом – полная чаша, здоровые дети и, конечно же, карьера, без которой уже сложно представить себя многим женщинам. Казалось, у этой актрисы было всё. Но судьба вела Роми слишком сложным путем, в котором она слишком часто теряла тех, кого любила. Жизнь Роми Шнайдер была полна оваций и разочарований, взлетов и падений, любви и ненависти. Она была свободолюбивой птицей в клетке, ее счастье ломалось по обстоятельствам, а не потому, что она его рушила. Поэтому актриса видела счастье в одиночестве. Именно в такие моменты она была свободна, именно тогда ей не могли сделать больно. Потому что некому. Роми Шнайдер была восхитительно прекрасна внешне, но внутри у нее был вулкан из противоречий. Это актриса, которая так и не смогла обрести гармонию в самой себе.
Лотфи Сюзанна |
Рекомендуем |