Партнеры Живи добром

"Семнадцать мгновений весны". От романа к сериалу


Впервые мир узнал о советском разведчике Владимирове Всеволоде Владимировиче - он же Исаев Максим Максимович, он же Штирлиц - в 1966 г., когда был опубликован роман Юлиана Семенова "Пароль не нужен". Это произведение нашло положительный отклик у читателей, положив начало серии книг о военных разведчиках, но главным персонажем Исаев-Штирлиц становится лишь в части "Семнадцать мгновений весны". 

По достоинству произведение оценило и советское руководство: Юрий Андропов выразил желание увидеть роман на экране, а премьеру фильма приурочить к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Права на съемки получила киностудия им. Горького, за кресло режиссера решила побороться Татьяна Лиознова, сыскавшая известность благодаря киноленте "Три тополя на Плющихе". 

"Семнадцать мгновений весны"

У курировавшего экранизацию романа КГБ идея постановки фильма о войне женщиной вызывала сомнения, но энтузиазм и упорство помогли Лиозновой убедить скептиков, что с задачей она справится успешно. Ознакомившись со сценарием, она четко сформировала типаж каждого персонажа, знала каким образом расставить акценты в фильме. Режиссер добавляет героев, вводит новые сцены, чтобы лучше раскрыть характеры и настроения персонажей, показать зрителю иную сторону военных офицеров, донести до зрителя, что и разведчику присущи обычные человеческие чувства. 

Татьяной Лиозновой был придуман образ Фрау Заурих, который воплотила в жизнь Эмилия Мильтон, а также Габи, в исполнении Светланы Светличной. Благодаря Вячеславу Тихонову, в фильм была включена самая трогательная сцена встречи Штирлиц с женой в кафе "Elefant". Изначально предполагалось, что героиня Элеоноры Шашковой придет на свидание с мужем вместе с сыном, которого тот увидел бы впервые в жизни. 

"Семнадцать мгновений весны"

Однако Лиознова оставляет в кадре лишь двух героев: мужчину и женщину, чтобы рассказать историю чувств этой пары, сохранившей любовь вопреки войне и тысячам километров. Характер главного героя в сценарии прописан статичным, даже механическим, лишь незначительные на первый взгляд детали (например, эпизод с подбежавшей собакой) приоткрывают зрителю занавес внутреннего мира Штирлица.

Некоторые запоминающиеся особенности героев были добавлены к образам по воле случая. К примеру, Мюллер не страдал бы нервным подергиванием головы, если бы ворот рубашки не сдавливал шею Броневому, исполнявшему эту роль. Декорациями к фильму послужили улицы разных городов: Берлин, Рига, Тбилиси, Ленинград, Москва. Не обошлось во время съемок без казусов. В один из дней в Берлине Вячеслав Тихонов спешил на площадку и опрометчиво вышел в форме штандартенфюрера СС и его моментально задержали возмущенные жители. К счастью, крики услышала съемочная группа, которая и спасла актера от народного гнева.

"Семнадцать мгновений весны"

Несмотря на щепетильное отношение Лиозоновой к деталям и участие консультантов в процессе создания сериала, в нем присутствуют нестыковки. В кадре мелькают русские надписи, советские номера машин, советское оружие, звучит песня, написанная значительно позднее войны. Музыкальное сопровождение - еще одна запоминающаяся особенность фильма. К звуковому оформлению киноленты причастен советский композитор Микаэль Таривердиев. 

Он не сразу согласился писать для этого проекта, так как уже имел неудачный, по его мнению, опыт участия в военных детективах. Но изменив свое мнение, Таривердиев сочинил десять песен для " Семнадцати мгновений весны", но в сериал вошли лишь две "Мгновения" и "Песня о далекой родине". В записи последней свои силы пробовали такие мэтры эстрады, как Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон, голос которого в итоге и звучит в кадре. Однако, его фамилия в титрах не указана. 

"Семнадцать мгновений весны"

Премьера фильма прошла в августе 1973 года. Двенадцать серий транслировали с 11 по 24 августа. В это время буквально вся страна припала к экранам. Тогда и появилась шутка: "Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пустеют". Сериал имел ошеломительный успех не только в СССР, но и далеко за его пределами. Фидель Кастро организовал просмотр картины для членов своего правительства, этот сеанс длился четырнадцать часов. Резонанса такого масштаба не ожидал никто. " Семнадцать мгновений весны" был удостоен Государственной премии РСФСР и по праву вошел в золотую коллекцию отечественного кинематографа. 

Саида Бакиева


 

Рекомендуем

Королевское SPA от "BLUMAU"
«Галчонок» научит дружить
Французское кино. Нетипичные истории любви
Виль Липатов. Неоправданно забытый
Огонь! Огонь!
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Кино. Премьера. "Зверополис"
Торжественное открытие памятника Святославу Бэлзе
Михаил Чиаурели. Дело за корнями, любовью к Родине и семьей
«Не вечный для времен, я вечен для себя». Евгений Баратынский