Партнеры Живи добром

"Семнадцать мгновений весны". От романа к сериалу


Впервые мир узнал о советском разведчике Владимирове Всеволоде Владимировиче - он же Исаев Максим Максимович, он же Штирлиц - в 1966 г., когда был опубликован роман Юлиана Семенова "Пароль не нужен". Это произведение нашло положительный отклик у читателей, положив начало серии книг о военных разведчиках, но главным персонажем Исаев-Штирлиц становится лишь в части "Семнадцать мгновений весны". 

По достоинству произведение оценило и советское руководство: Юрий Андропов выразил желание увидеть роман на экране, а премьеру фильма приурочить к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Права на съемки получила киностудия им. Горького, за кресло режиссера решила побороться Татьяна Лиознова, сыскавшая известность благодаря киноленте "Три тополя на Плющихе". 

"Семнадцать мгновений весны"

У курировавшего экранизацию романа КГБ идея постановки фильма о войне женщиной вызывала сомнения, но энтузиазм и упорство помогли Лиозновой убедить скептиков, что с задачей она справится успешно. Ознакомившись со сценарием, она четко сформировала типаж каждого персонажа, знала каким образом расставить акценты в фильме. Режиссер добавляет героев, вводит новые сцены, чтобы лучше раскрыть характеры и настроения персонажей, показать зрителю иную сторону военных офицеров, донести до зрителя, что и разведчику присущи обычные человеческие чувства. 

Татьяной Лиозновой был придуман образ Фрау Заурих, который воплотила в жизнь Эмилия Мильтон, а также Габи, в исполнении Светланы Светличной. Благодаря Вячеславу Тихонову, в фильм была включена самая трогательная сцена встречи Штирлиц с женой в кафе "Elefant". Изначально предполагалось, что героиня Элеоноры Шашковой придет на свидание с мужем вместе с сыном, которого тот увидел бы впервые в жизни. 

"Семнадцать мгновений весны"

Однако Лиознова оставляет в кадре лишь двух героев: мужчину и женщину, чтобы рассказать историю чувств этой пары, сохранившей любовь вопреки войне и тысячам километров. Характер главного героя в сценарии прописан статичным, даже механическим, лишь незначительные на первый взгляд детали (например, эпизод с подбежавшей собакой) приоткрывают зрителю занавес внутреннего мира Штирлица.

Некоторые запоминающиеся особенности героев были добавлены к образам по воле случая. К примеру, Мюллер не страдал бы нервным подергиванием головы, если бы ворот рубашки не сдавливал шею Броневому, исполнявшему эту роль. Декорациями к фильму послужили улицы разных городов: Берлин, Рига, Тбилиси, Ленинград, Москва. Не обошлось во время съемок без казусов. В один из дней в Берлине Вячеслав Тихонов спешил на площадку и опрометчиво вышел в форме штандартенфюрера СС и его моментально задержали возмущенные жители. К счастью, крики услышала съемочная группа, которая и спасла актера от народного гнева.

"Семнадцать мгновений весны"

Несмотря на щепетильное отношение Лиозоновой к деталям и участие консультантов в процессе создания сериала, в нем присутствуют нестыковки. В кадре мелькают русские надписи, советские номера машин, советское оружие, звучит песня, написанная значительно позднее войны. Музыкальное сопровождение - еще одна запоминающаяся особенность фильма. К звуковому оформлению киноленты причастен советский композитор Микаэль Таривердиев. 

Он не сразу согласился писать для этого проекта, так как уже имел неудачный, по его мнению, опыт участия в военных детективах. Но изменив свое мнение, Таривердиев сочинил десять песен для " Семнадцати мгновений весны", но в сериал вошли лишь две "Мгновения" и "Песня о далекой родине". В записи последней свои силы пробовали такие мэтры эстрады, как Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон, голос которого в итоге и звучит в кадре. Однако, его фамилия в титрах не указана. 

"Семнадцать мгновений весны"

Премьера фильма прошла в августе 1973 года. Двенадцать серий транслировали с 11 по 24 августа. В это время буквально вся страна припала к экранам. Тогда и появилась шутка: "Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пустеют". Сериал имел ошеломительный успех не только в СССР, но и далеко за его пределами. Фидель Кастро организовал просмотр картины для членов своего правительства, этот сеанс длился четырнадцать часов. Резонанса такого масштаба не ожидал никто. " Семнадцать мгновений весны" был удостоен Государственной премии РСФСР и по праву вошел в золотую коллекцию отечественного кинематографа. 

Саида Бакиева


 

Рекомендуем

Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
ГПИБ России представляет. Декабрь
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
36 Международный студенческий фестиваль ВГИК. Итоги
Григорий Горин. Со смехом по жизни
Про уродов и людей («Пиноккио», реж. Маттео Гарроне)
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Как менялась архитектура городов. История стилей
Еще не поздно читать сказки!
Киану Ривз: над пропастью в жизни