Спартак Мишулин. «Я могу вернуть людям детство»Спартак Васильевич Мишулин был необыкновенным: очень деятельным, открытым, веселым, дружелюбным человеком. Его любили дети за его спектакли, его обожали взрослые, за то, что он мог вернуть им ощущение детства. Он был верным и преданным своей профессии актером, более полувека проработав на подмостках театра Сатиры в Москве. Актер умер десять лет назад, но его до сих пор очень многие помнят и бесконечно любят его образы в театре и кино. Будущий актер Спартак Мишулин родился в Москве 22 октября 1926 года в семье партийного начальника, заместителя народного комиссариата промышленности, Анны Васильевны Мишулиной. Дядя Спартака, который и воспитывал мальчика, очень любил историю, особенно древних времен, по его инициативе ребенка назвали в честь римского гладиатора. Когда мальчику было 10 лет, его маму арестовали и отправили в ссылку в Ташкент на несколько лет. Ребенок остался со своим дядей и отцом, который оказался человеком сильно пьющим. Отец периодически бил сына, поэтому Спартак нередко убегал из дома.
Юный Мишулин с малолетства грезил о карьере артиста. Жила семья в центре столицы, поэтому мальчику не составляло труда бегать в Детский театр на Тверской. Он постоянно что-то воображал, в школе нередко срывал уроки своим поведением. Сам о себе актер говорил, что в юности был очень смешливым, с пол-оборота мог начать хохотать. В 30-е годы стали очень популярны фильмы с Чарли Чаплином, и Спартак покупал билеты сразу на все сеансы, которые показывали в течение дня. Он начинал смеяться при первом же забавном эпизоде, катался по полу и держался за животики, и охранники его выдворяли из зала за хулиганство. Но Спартак возвращался в зал на следующий сеанс и, таким образом, к вечеру ему удавалось посмотреть всю комедию. После ареста матери семья переехала в Подмосковье, откуда Спартак постоянно пытался сбежать в столицу. Но его часто снимали с поездов милиционеры и отправляли домой. Родителям такое поведение сына было не по нраву, но изменить этого никому не удавалось. Когда началась война, Мишулиных эвакуировали в Нижегородскую область, город Дзержинск. Но и оттуда юный Спартак убегал в столицу. Однажды такой побег окончился поступлением в артиллерийскую школу в Анжеро-Судженске Кемеровской области. Спартак увидел объявление о наборе ребят 6-8 классов в артшколу. Естественно, мальчик решил, что «арт» обозначает «артистическую» школу и немедля поспешил в приемную комиссию. Его туда не приняли, но в тот же день он встретил паренька, который как раз прошел, но категорически не хотел ехать в Анжеро-Судженск. Ребята поменялись одеждой, и Спартак поехал на вокзал. Там никто не проверял, кто он и откуда. Так будущий актер оказался в школе артиллеристов. Несмотря на то, что приставка «арт» была Спартаком понята неправильно, он даже в артиллерийской школе сумел создать артистический кружок. Ему доверили организовать в местном Доме культуры праздничный концерт. Но для успешной постановки коллективу не хватало освещения, и Спартак решился на воровство – он стащил из другого регионального Дома культуры лампы. Этот проступок замечен не был, зато за воровство книги из библиотеки про историю революции Спартак получил несколько лет колонии. Кроме того, он писал роман и иногда за неимением иного материала, строчил прямо на оборотах портретов вождей Союза. В силу его возраста – 13 лет – это ему простили, но за книгу все же пришлось нести ответственность. В колонии Спартак получил работу помощника тракториста – он цеплял прицеп к машине и во всем помогал трактористу. Но однажды от усталости юноша заснул в ожидании своего начальника и тракторист, сам того не зная, проехался по Мишулину. Парня доставили в больницу, и опытные врачи смогли «вытащить его с того света», но на койке Спартак провел еще восемь месяцев, до тех пока целиком не поправился. Некоторые его даже считали умершим. Следующей работой Спартака стала должность начальника пожарной службы. Но и тут он «наработал» себе еще полтора года в колонии, заменив голодающим заключенным воду на зерно, которые поставляли пожарным. После освобождения Спартак Мишулин по знакомству, приобретенному в колонии, попал в Дом культуры поселка Брусово Тверской области. Там он занял место худрука и организовывал выступления перед сельскими рабочими. Платили провизией и местом для ночлега. Но как-то выступление закончилось для Мишулина предложением работы в более крупном Доме культуры соседнего поселения. Спартак согласился, а после поступил в областной театр, где его смог найти дядя. Возвратившись в столицу, Спартак твердо решил связать свою жизнь исключительно с актерским делом. Неоконченная школа стала препятствием к поступлению в такие серьезные ВУЗы, как ГИТИС или Щукинское училище, поэтому только благодаря стараниям родных Мишулин смог ступить на подмостки. Он вернулся в Калининский драмтеатр, где сразу же стал играть в двух комедийных постановках и делать недюжинные успехи. Затем ему предложили место в труппе Омского драмтеатра, в котором Спартак проявил себя как одаренный драматический актер. Параллельно с актерством Мишулин сочинял песни, которые нередко являлись аккомпанементом к спектаклям Омского театра. После работы в Омске Мишулин вернулся в калининский театр. Вместе с труппой он поехал в Москву на гастроли, где был замечен несколькими театральными руководителями столицы. Избрав своим новым местом работы театр Сатиры, Мишулин вновь вернулся, теперь уже окончательно, в столицу. Первые спектакли были весьма успешными, но когда у Спартака Мишулина впервые была главная роль, постановка «Фунт лиха» громко провалилась – зрители покидали зал прямо во время спектакля. В итоге Спартака перевели «в запас», однако в процессе репетиций он смог вернуть себе место в основном актерском составе. Следующие работы актера вернули к нему интерес зрителя, правда, известность пришла только после теле-сериала, который шел целых четырнадцать лет – «Кабачок 13 стульев», где Мишулин был не только актером, но и режиссером. Это была экранизация театра юмористических миниатюр, которые до сих пор имеют огромную популярность на телевидении – небольшие сценки с зачастую злободневными или бытовыми шутками, которые будут понятны простым людям. В 1968 году Мишулин стал по-настоящему всенародным артистом, которого узнавали на улице и полюбили люди всех возрастов – он сыграл роль всеми любимого пузатенького «мужчины в самом расцвете сил» с пропеллером за спиной в постановке Валентина Плучека «Малыш и Карлсон». Этот спектакль настолько понравился зрителю, что он оставался в репертуаре театра добрых тридцать лет! Эта роль приносила радость детям и возвращала в детство взрослых, которые, казалось бы, совершенно погрязли в будничных проблемах жизни. Он создал неповторимый образ Карлсона – «взрослого ребенка, сохранившего детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный».
В 1969 году у Спартака был дебют на большом экране – он сыграл Саида в картине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». После этого Мишулин часто совмещал работу на сцене и участие в теле-и кинопроектах. Многие коллеги актера и критики не раз подчеркивали, что ему удаются почти все роли – и комедийные, и драматические, он был непревзойденным актером, когда дело касалось какой-либо активной деятельности на сцене, будь это лазание по сценам, полеты на канате под потолком или раскачивание на люстре. Он всегда превыше всего ставил эмоции зрителей, их реакцию и мнение. Поэтому Спартак Мишулин никогда не пасовал перед трудностями и с удовольствием вносил что-то интересное в каждую из своих работ.
В 1988 году Мишулин оказался и в режиссерском кресле, поставив детский спектакль «Ложка меда» Льва Устинова на сцене своего родного театра Сатиры. В начале 90-х у Спартака испортились отношения с Валентином Плучеком, и театральная жизнь на время оказалась для Спартака Васильевича «замороженной» - его не пускали в новые постановки и ему пришлось играть только в уже известных спектаклях театра. Кроме того, примерно тогда же, когда появились сложности в театре, у актера спалили его дачу – он пустил туда близкого друга, а тот, в свою очередь, пригласил туда молодежь, которая подожгла постройку. Чтобы прокормить семью и восстановить дом, Мишулин стал торговать в ларьке на Мосфильмовской улице. Спартак Васильевич Мишулин всегда стремился к какой-нибудь деятельности, ему никогда не сиделось на месте. В последние годы жизни он с радостью продолжал играть на сцене, даже если это было трудно – к примеру, костюм Карлсона весил несколько килограмм, а многочисленные поездки на гастроли и работа в антрепризе сильно изнуряли актера. Его жена, Валентина Мишулина (с ней Спартак познакомился, когда ему уже было за 40, во время съемок «Кабачка») рассказывала, что актер рвался на сцену, даже когда ему только-только провели операцию по удалению аппендицита. У него были больные суставы после того давнего случая, когда тракторист его чуть ли не раздавил. Валентина часто вспоминала, что Мишулин благодарил именно ее за то, что все еще жив.
В 2005 году он лег в больницу, врачи предложили ему прооперировать сердце, сделав аортокоронарное шунтирование. Все говорили, что никаких осложнений не будет и такие операции в 99 случаях заканчиваются успешно. Однако Спартак Васильевич Мишулин был тем одним из ста, для кого операция закончилась смертью. Через три дня после проведенной операции, 17 июля 2005 года, в 4 утра актер перестал дышать. Спартака Мишулина похоронили на Ваганьковском кладбище. А его дочь, Карина, которую актер безумно любил, продолжила отцовское дело, став актрисой.
Ирина Гюне
|
Рекомендуем |