Страшно счастливые («Убийство священного оленя» реж. Йоргос Лантимос)
«Надеюсь, сейчас на выходе будет стоять Антон Долин и объяснит в чём же тут дело», - такая фраза прозвучала в зале после пресс-показа нового фильма Йоргоса Лантимоса («Лобстер», «Клык») «Убийство священного оленя». На самом деле, картина рассказывает о понятных и простых вещах, если разобраться. Киноязык Лантимоса может показаться сложным, а кому-то даже недоступным, ведь в фильме больше символов, чем слов. Наверняка найдётся не один зритель, который скажет классическую фразу: «Что курил режиссёр?». Только вот режиссёр ничего не курил. Лантимос - художник, имеющий свой узнаваемый стиль, который не всем понятен. Хотя нет такого произведения искусства, которое нельзя понять, можно лишь не захотеть это сделать. Супруги Стивен и Анна, оба успешные врачи, и двое прекрасных детей – счастливая семья, живи и радуйся. Только вот однажды на операционном столе Стивена (Колин Фаррелл) умер пациент, и мужчина решил взять на поруки его сына Мартина (Барри Кеоган), парня странного и явно психически нездорового. Стивен долгое время скрывал от семьи, что помогает парню, но потом всё же решился рассказать об этом жене и детям и даже знакомит его с ними. После знакомства парень внезапно обвиняет своего благодетеля в смерти родителя и сообщает ему о том, что одного из членов семьи Стивена нужно принести в жертву, в противном случае погибнут все. «Убийство священного оленя» своего рода притча. Главные мысли «Убийства»: 1) мы в ответе за тех, кого приручили; 2) благими намерениями вымощена дорога в ад. Виноват герой Колина Фаррелла в смерти мужчины или нет - до конца не ясно. Но даже если и виноват, то суть не в этом. Тысячи людей умирают каждый день при более страшных и несправедливых обстоятельствах, но никто не приходит к виновникам в дом за платой. А к Стивену пришли, и проложил дорожку он сам. Эта забота и моральная и финансовая о совершенно чужом человеке, неспособность сказать парню «нет» - это значит, что доктор чувствует за собой вину. А знакомить семью с тем, о ком сам отзываешься, как о человеке имеющим проблемы с головой, не опрометчиво ли, мягко говоря? Жалость – одно из самых скверных человеческих чувств. И обычно страдает больше тот, кто жалость испытывает и приводит её в действие, а если ещё действие необдуманное, то это может привести к необратимым последствиям. Порой люди и не задумываются, что от их чрезмерного сердоболия могут пострадать другие люди, а может даже и близкие, например, дети. Так что прежде чем приглашать кого-то к своей семье, несколько раз подумайте - а стоит ли? Правда, в этой истории дело не только в жалости, а ещё в страхе и глупости. Как говорится, когда бог хочет наказать человека, он лишает его разума. Фильм получился по настоящему страшным и холодным. Вообще, в атмосфере фильмов Лантимоса есть нечто общее с клипами группы «Unkle». Такая же не лишенная смысла символическая жуть. А ведь начинал режиссёр с посредственных комедий, а сегодня уже завоёвывает призы на главных фестивалях мира. Отдельно хочется сказать о работе Барри Кеогана. Актёру удалось создать запоминающийся образ, несмотря на апатичность и молчаливость своего героя. Вся игра строится на внутренней работе, на взгляде, выражении лица. Ни для кого не секрет, что это задача не из лёгких, с которой способен справиться не каждый именитый и опытный актёр. Йоргос Лантимос не перестаёт удивлять зрителя замысловатыми сюжетами и нестандартными приёмами. Интересно, о чём же будет следующий фильм? Может о женщине, которая стала замечать, что она цветок? Ну а пока «Убийство священного оленя» в кино с 15 февраля.
Вера Кузнецова
|
Рекомендуем |